Маска Плюс 2009

Внеконкурсная программа Фестиваля «Золотая Маска»

В рамках «Золотой Маски» 2009 года была впервые проведена внеконкурсная программа спектаклей. Она дополнила основную программу Фестиваля, которую составили спектакли-номинанты Национальной театральной Премии «Золотая Маска».
Не ограниченная жестким регламентом «Маска Плюс» представила яркие, нестандартные, по-своему замечательные спектакли из России, а также из стран СНГ и Балтии. При выборе участников «Маски Плюс», ее организаторы опирались на мнение членов Экспертных советов «Золотой Маски» и рекомендации театральных критиков. Кроме того, в афишу «Маски Плюс» были включены спектакли-номинанты и лауреаты «Золотой Маски» последних лет.
Программа помогла не только дополнить и расширить афишу Фестиваля, но, что самое важное – она способствовала поиску новых художественных идей, форм и направлений развития театра.

Российские спектакли, рекомендованные экспертным советом сезона 2007/2008
В российской части программы «Маска Плюс» – спектакли, без которых основная афиша Фестиваля была бы неполной и не такой интересной. Здесь – брутальный и потрясающе мудрый екатеринбургский «Король Лир» Николая Коляды, современная ингушская драма о национальном самосознании «Падение Жанхота» и деревенская эпопея Алексея Песегова «Черный тополь» из Минусинска. Здесь – в высшей степени замечательные студенческие постановки: прелестные петербургский «Человеческий детеныш» по сказкам Р.Киплинга и лирические «Семь невозвратных потерь» по И. Бунину курса Сергея Женовача в ГИТИСе. Молодой режиссер Алексей Крикливый удачно поставил в Красноярском театре драмы уже успевшую прославиться повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». В «Панике» по пьесе финна Мики Мюллюахо вдохновенно валяют дурака отличные петербургские актеры Александр Баргман, Виталий Коваленко и Александр Новиков. Спектакли достойны пристального внимания – ведь нередко идея о том, что в российской театральной жизни самым интересным бывает самое необязательное, оказывается вовсе не лишенной оснований!

Спектакли из стран Балтии
С момента, когда страны Балтии стали отдельными государствами, в их отношениях с Россией случалось всякое. И культурные связи тут как раз на высоте – в них нет и следа ненависти, а есть значительные и вполне успешные попытки строить и укреплять мосты. Программа «Спектакли из стран Балтии» собрала несколько знаковых сегодня для всех трех стран имен и театров, чтобы расширить наши представления о соседях. Молодой таллинский театр NO 99, нумерующий свои спектакли в обратном порядке, в спектакле «ГЭП (Горячие эстонские парни)» ловко иронизирует над эстонским менталитетом и предлагает свои рецепты решения демографических проблем. Кукольные «Игроки» поставил Евгений Ибрагимов, нынешний руководитель Эстонского театра кукол, блестящий выпускник Санкт-Петербургской Академии театрального искусства, любимый герой «Золотой Маски». Два одноактных модерн-балета – «Гамлет» и «Оборотень» (один на шекспировский темы, другой – про девушку-оборотня, которую погубила людская злоба) – поставили русские хореографы Оксана Титова и Марина Кеслер. Из Вильнюса привезли остроумно решенные Гинтарасом Варнасом «Мадригальные оперы» – волшебное, изобретательное, смешное действие на музыку К. Монтеверди. Ну а Латвия была представлена спектаклем любимца московской публики Алвиса Херманиса. Его «Латышская любовь» – коллекция миниатюр из жизни современных рижан – сделана в той же технике актерской импровизации, что и «Латышские истории», только здесь предметом исследования стали знакомства по газетным объявлениям – часто приводящие к самым неожиданным последствиям.

Спектакли из стран СНГ
Театр в странах СНГ – и русскоязычный, и национальный – переживает не лучшие времена. Идея этой части программы «Маска Плюс» – сохранение культурной общности, которая объединяет многие поколения граждан бывшего СССР. Российским зрителям важно знать, что происходит в странах, которые не так давно были частью целого – не только политического, но и гуманитарного – пространства. Потому так было важно присутствие в афише очень разных спектаклей: от поставленной в национальных традициях узбекской «Медеи» и кукольной казахской постановки «Кто заплетает гривы лошадям?» до ироничных экзерсисов алматинского театра «АРТиШОК» и вполне европейского «Ophelia's shadow theatre» из маленького ереванского театра, экспериментирующего с разными театральными формами. Другая часть программы – классическая, подробная «Земляничная поляна» с Ростиславом Янковским в главной роли, два экспрессивных балета Раду Поклитару, поставленные им в «Киев модерн-балете», и кукольная притча «Луна Сальери», которую в Бресте сочинил петербуржец Руслан Кудашов. Два спектакля знаменитого ташкентского театра «Ильхом» – сильно модернизированная «Орестея» и живописное «Радение с гранатом» – были поставлены Марком Вайлем и в Москве их увидели впервые после трагической смерти знаменитого режиссера. Словом, это все – осколки некогда большой страны, на которых, вопреки мрачным прогнозам, иногда растут и очень красивые цветы.
СПОНСОРЫ И ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

Генеральный спонсор


Спектакли из стран СНГ проходят при поддержке


Официальный спонсор


Официальный перевозчик


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА