Внеконкурсная программа Фестиваля «Золотая Маска»

В рамках «Золотой Маски» 2009 года была впервые проведена внеконкурсная программа спектаклей. Она дополнила основную программу Фестиваля, которую составили спектакли-номинанты Национальной театральной Премии «Золотая Маска».
Не ограниченная жестким регламентом «Маска Плюс» представила яркие, нестандартные, по-своему замечательные спектакли из России, а также из стран СНГ и Балтии. При выборе участников «Маски Плюс», ее организаторы опирались на мнение членов Экспертных советов «Золотой Маски» и рекомендации театральных критиков. Кроме того, в афишу «Маски Плюс» были включены спектакли-номинанты и лауреаты «Золотой Маски» последних лет.
Программа помогла не только дополнить и расширить афишу Фестиваля, но, что самое важное – она способствовала поиску новых художественных идей, форм и направлений развития театра.

Российские спектакли, рекомендованные экспертным советом сезона 2007/2008
В российской части программы «Маска Плюс» – спектакли, без которых основная афиша Фестиваля была бы неполной и не такой интересной. Здесь – брутальный и потрясающе мудрый екатеринбургский «Король Лир» Николая Коляды, современная ингушская драма о национальном самосознании «Падение Жанхота» и деревенская эпопея Алексея Песегова «Черный тополь» из Минусинска. Здесь – в высшей степени замечательные студенческие постановки: прелестные петербургский «Человеческий детеныш» по сказкам Р.Киплинга и лирические «Семь невозвратных потерь» по И. Бунину курса Сергея Женовача в ГИТИСе. Молодой режиссер Алексей Крикливый удачно поставил в Красноярском театре драмы уже успевшую прославиться повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». В «Панике» по пьесе финна Мики Мюллюахо вдохновенно валяют дурака отличные петербургские актеры Александр Баргман, Виталий Коваленко и Александр Новиков. Спектакли достойны пристального внимания – ведь нередко идея о том, что в российской театральной жизни самым интересным бывает самое необязательное, оказывается вовсе не лишенной оснований!

Спектакли из стран Балтии
С момента, когда страны Балтии стали отдельными государствами, в их отношениях с Россией случалось всякое. И культурные связи тут как раз на высоте – в них нет и следа ненависти, а есть значительные и вполне успешные попытки строить и укреплять мосты. Программа «Спектакли из стран Балтии» собрала несколько знаковых сегодня для всех трех стран имен и театров, чтобы расширить наши представления о соседях. Молодой таллинский театр NO 99, нумерующий свои спектакли в обратном порядке, в спектакле «ГЭП (Горячие эстонские парни)» ловко иронизирует над эстонским менталитетом и предлагает свои рецепты решения демографических проблем. Кукольные «Игроки» поставил Евгений Ибрагимов, нынешний руководитель Эстонского театра кукол, блестящий выпускник Санкт-Петербургской Академии театрального искусства, любимый герой «Золотой Маски». Два одноактных модерн-балета – «Гамлет» и «Оборотень» (один на шекспировский темы, другой – про девушку-оборотня, которую погубила людская злоба) – поставили русские хореографы Оксана Титова и Марина Кеслер. Из Вильнюса привезли остроумно решенные Гинтарасом Варнасом «Мадригальные оперы» – волшебное, изобретательное, смешное действие на музыку К. Монтеверди. Ну а Латвия была представлена спектаклем любимца московской публики Алвиса Херманиса. Его «Латышская любовь» – коллекция миниатюр из жизни современных рижан – сделана в той же технике актерской импровизации, что и «Латышские истории», только здесь предметом исследования стали знакомства по газетным объявлениям – часто приводящие к самым неожиданным последствиям.

Спектакли из стран СНГ
Театр в странах СНГ – и русскоязычный, и национальный – переживает не лучшие времена. Идея этой части программы «Маска Плюс» – сохранение культурной общности, которая объединяет многие поколения граждан бывшего СССР. Российским зрителям важно знать, что происходит в странах, которые не так давно были частью целого – не только политического, но и гуманитарного – пространства. Потому так было важно присутствие в афише очень разных спектаклей: от поставленной в национальных традициях узбекской «Медеи» и кукольной казахской постановки «Кто заплетает гривы лошадям?» до ироничных экзерсисов алматинского театра «АРТиШОК» и вполне европейского «Ophelia's shadow theatre» из маленького ереванского театра, экспериментирующего с разными театральными формами. Другая часть программы – классическая, подробная «Земляничная поляна» с Ростиславом Янковским в главной роли, два экспрессивных балета Раду Поклитару, поставленные им в «Киев модерн-балете», и кукольная притча «Луна Сальери», которую в Бресте сочинил петербуржец Руслан Кудашов. Два спектакля знаменитого ташкентского театра «Ильхом» – сильно модернизированная «Орестея» и живописное «Радение с гранатом» – были поставлены Марком Вайлем и в Москве их увидели впервые после трагической смерти знаменитого режиссера. Словом, это все – осколки некогда большой страны, на которых, вопреки мрачным прогнозам, иногда растут и очень красивые цветы.


10 марта 2009
11 марта 2009
12 марта 2009
13 марта 2009
17 марта 2009
18 марта 2009
19 марта 2009
20 марта 2009
22 марта 2009
23 марта 2009
25 марта 2009
27 марта 2009
28 марта 2009
29 марта 2009
1 апреля 2009
3 апреля 2009
4 апреля 2009
7 апреля 2009
8 апреля 2009
13 апреля 2009
14 апреля 2009
15 апреля 2009
16 апреля 2009
22 апреля 2009
23 апреля 2009
26 апреля 2009
27 апреля 2009
СПОНСОРЫ И ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

Генеральный спонсор


Спектакли из стран СНГ проходят при поддержке


Официальный спонсор


Официальный перевозчик


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА




Маска Плюс 2009