Театральная компания ЗМ

Всадник CUPRUM

Театр «Кукольный формат», Санкт-Петербург
Премия «Золотая Маска» 2005г. - «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссера»
Номинации на Премию - «Лучшая работа художника»
петербургская легенда о любви

Режиссер, художник-постановщик Анна Викторова



Артисты: Петр Васильев, Ирина Зимина, Яна Сарафанникова, Алексей Смирнов, Роман Ушаков, Ольга Фирсова.
Продюсер Тимур Бекмамбетов



Продолжительность 1 ч. 10 мин. с 1 антрактом
За правильность цитат из произведений Пушкина, Достоевского, Мережковского, Хармса, Набокова, Белого, Битова, Хвостенко и других авторов петербургского текста, а также за достоверность сведений, излагаемых марионетками, «Кукольный формат» ответственности не несет. Сходство кукол с реальными историческими персонажами чисто внешнее, обманчивое и ни к чему не обязывающее. Подобие памятников архитектуры, монументов, колдунов и сил природы реальным – также.

Сначала мы просто хотели добросовестно инсценировать пушкинский «Медный всадник». Но какие-то фантомы поднимаются из петербургского болота, призраки бродят рядом - то Башмачкин мелькнет, то Раскольников, то кто-то из Хармса. Мандельштам. Опять же не смолкает эхо ленинградского рок-клуба. И герой поэмы повел себя странно: мокрый от слез и наводнения Евгений поведал Пушкину историю про Петра, влюбленного в Неву.
В Петербурге самое правдивое -- мистика. Метафора оказалась историческим фактом: действительно жила на берегу моря чухонская девушка, которую однажды встретил русский царь. Он и город построил во имя любви. А не «на костях», как принято говорить. Он фанатично любил воду и свой «парадиз» обожал, как ребенка. Любовь по наследству передалась всем, кто жил и живет в Петербурге, она помогла преодолеть напасти, выпавшие на долю этого "самого умышленного" города.
Наш спектакль – про любовь.
Анна Викторова



Милая женка, вот тебе подробная моя Одиссея. Ты помнишь, что от тебя уехал я в самую бурю. Приключения мои начались у Троицкого мосту. Нева так была высока, что мост стоял дыбом; веровка была протянута, и полиция не пускала экипажей. Чуть было не воротился я на Черную речку. Однако переправился через Неву выше, и выехал из Петербурга. Погода была ужасная. Деревья по Царскосельскому проспекту так и валялись, я насчитал их с пятьдесят. В лужицах была буря. Болота волновались белыми волнами. По счастию, ветер и дождь гнали меня в спину, и я преспокойно высидел все это время. Что-то было с Вами, Петербургскими жителями? Не было ли у вас нового наводнения? что, если и это я прогулял? досадно было бы. На другой день погода прояснилась….
Александр Сергеевич – Наталии Николаевне Пушкиной, 20 августа 1833 г.



Мистическая, таинственная, непонятная уму поэма - вершина всего, что было написано, по крайней мере, по-русски. Там и безумная природа, и безумие истории, и безумие личности. Углы и края безумия обсчитаны опытом, а не только воображением.
В Петербурге надо суметь не выжить из ума. Это достаточно безумное пространство, природа здесь, по сути, тоже безумна. Гармонизация мира и есть борьба с безумием. Город бы не выжил, если бы последовательно не гармонизировался «петербургским текстом».
Андрей Битов, из выступления на конференции «Петербургский диагноз», 2002 г.