Театральная компания ЗМ

OPTIMUS MUNDUS
лучший из миров

Театр «Школа драматического искусства» и Лаборатория Дмитрия Крымова, Москва
Номинация на Премию «Золотая Маска» 2008г. - «Лучший спектакль-эксперимент»
Режиссер и художник: Арсений Эпельбаум


Артисты: Сергей Мелконян, Анна Синякина, Максим Маминов, Наталья Горчакова



Продолжительность: от 1 ч. 15 мин. до 1 ч. 45 мин. в зависимости от количества, проворности и
прожорливости зрителей


Он так и называется – «OPTIMUS MUNDUS» – лучший из миров.
Мы делали свой идеальный мир, актерский рай, где всегда твой бенефис, где у тебя одни только главные роли, где разговаривая речами Шекспира и Пушкина, можно весело поигрывать на бокалах реквием Моцарта, затем, глотнув из бокала, предложенного Сальери, отравленного вина, можно идти валяться в постель Дездемоны или посидеть в задумчивости, у статуи Командора, перекладывая череп Йорика из руки в руку и помурлыкать арию Ленского... Мы делали СВОЙ MUNDUS, а окажется ли он и для Вас OPTIMUSом?.. «Вот в чём вопрос!»
Арсений Эпельбаум




Интонация домашнего представления задается сразу: в прихожей, куда надо подняться по узкой винтовой лестнице, публику просят оставить сумки и сменить уличную обувь на мягкие комнатные тапочки. А потом актеры разводят свои группки по выгороженным в полутемном театральном зале закуткам – чтобы разыграть для них микроспектакли по пьесам Шекспира и Пушкина.

Все эти пародийные сценки разыграны актерами не просто задорно и обаятельно, но с очень точным соотношением иронии и серьезности. Спектакль Арсения Эпельбаума тоже похож на домашний театр. Хотя живет мыслями о театре «настоящем», иногда страшном, иногда прекрасном, иногда смешном. «Optimus Mundus» – лучший из миров – это и есть театральный мир, который одновременно балаган и волшебство. Поэтому Моцарт и Сальери вдруг оказываются Счастливцевым и Несчастливцевым, надгробные памятники на кладбище – опереточными декорациями, а актеры простодушно раздают зрителям цветы, чтобы быть осыпанными ими на поклонах. Конечно, этот самодельный спектакль – лишь веселая проделка, не имеющая никакого отношения к проблемам «большой» театральной жизни. Но в том, что затея Эпельбаума-младшего эту самую жизнь сильно украсила, сомнений нет.
газета «Коммерсант»




Вихревой ритм спектакля с короткими остановками не давал зрителям опомниться, они открывали рот от изумления, хохотали, радовались, разгадывая лукавые головоломки с перекличками цитат, восхищались, как все лихо пригнано одно к другому. Их затопляло обаяние совсем молодых милых улыбчивых актеров, игравших на сверхблизком контакте, персонально с каждым, заглядывая в глаза, шепча в ухо, хватая за руку, чтобы тащить за собой. Небольшая студия на пятом этаже с помощью множества перегородок превратилась в путаный лабиринт, и на программке иллюстрацией служил черновик режиссерского плана с карандашными подписями вроде «тапки тут» и стрелками, указывающими направление движения. В тихие моменты из-за рядов драпировок слышался топот, музыка и голоса других сцен, но это не мешало – напротив, создавало какое-то удивительное ощущение, что театр повсюду, в театр превратился весь мир. Название спектакля «Optimus Mundus» именно об этом и говорило.
газета «Время новостей»