Хореограф Уэйн МакГрегор похож на мальчишку, азартно расковыривающего подаренного робота, чтобы узнать, как он работает. «Робот» МакГрегора – он сам и его артисты; цель – изучить процесс постановки балета с помощью новейших достижений когнитивной науки; путь – создание его компьютерной модели на основе анализа всех стадий постановочных репетиций: от первых шагов-обсуждений до закрепления уже завершенных фрагментов. В последнем эксперименте МакГрегора участвовал социальный антрополог, специалист по межличностным связям, расставивший в репетиционном зале девять камер и снимавший с них научно-компьютерный навар наблюдений над взаимодействием артистов.
Однако этот спектакль можно смотреть не вооруженным познаниями глазом – достаточно очков, которые раздают зрителям: видеоизображения на семи подвешенных над сценой мониторах сняты в 3D. Впрочем, и без очков обойтись можно, хотя наползающие на публику огненные круги, или обрезки танцующих тел, или дым из заводских труб на фоне ядовито-оранжевого неба дополняют и отчасти поясняют происходящее на сцене.
«Atomos» – это чистейшая абстракция, отдаленно напоминающая первые компьютерные штудии Мерса Каннингема. Однако у темпераментного изобретателя Макгрегора она наполнена таким обилием режиссерских приемов, такой энергичной и разнообразной лексикой и такой калейдоскопической игрой с пространством, что возникает искушение вычитать в ней какую-то связную историю. Сложно выстроенная вселенная Макгрегора оказывает почти гипнотическое воздействие: через каких-то 65 минут вы рискуете почувствовать себя ее атомом.

Татьяна Кузнецова, «Коммерсант»


Уэйн МакГрегор
Уэйн Макгрегор – британский хореограф и режиссер, лауреат множества профессиональных премий, получивший международную известность благодаря своей хореографии, испытывающей возможности человеческого тела, и новаторскому сочетанию танца, киноискусства, музыки, визуального искусства, технологий и науки. МакГрегор является художественным руководителем созданной им труппы Wayne McGregor | Random Dance (под эгидой театра Sadler’s Wells), а с 2006 года – постоянным хореографом Королевского балета.
МакГрегор создал спектакли в Парижской опере, в Балете Сан-Франциско, Штутгартском балете, New York City Ballet, Балете Австралии, Английском Национальном балете, в Нидерландском театре танца и в танцевальной труппе «Рамбер». Его постановки также входят в репертуар ведущих балетных трупп мира, включая Большой театр, Датский Королевский балет, Национальный балет Канады, Балет Бостона, Чикагский «Joffrey Ballet». В качестве хореографа МакГрегор много работал в театре и кино, как режиссер участвовал в оперных постановках в «Ла Скала» и Лондонском Королевском оперном театре. МакГрегор работал над созданием многочисленных спектаклей, мюзиклов, показов моды, перформансов.
Уэйн Макгрегор – лауреат премий Круга критиков (Critic’s Circle Awards), премий журнала Time Out, программы Шоу Лондонского Южного берега (South Bank Show Awards), Премии Лоуренса Оливье, «Benois de la Danse», а также Премии «Золотая Маска» – Приз критики. В январе 2011 года МакГрегор был награжден Орденом Британской Империи за вклад в развитие танцевального искусства.


Уэйна Макгрегора трудно упрекнуть в недостаточной амбициозности. Его новая работа, задуманная для его собственной труппы Random, длится больше часа, имеет богатую смысловую нагрузку и сложную структуру, в ней задействованы новейшие достижения техники.
Речь в этой постановке идет о самой природе человеческого тела, о том, что значит быть человеком, двигаться, как человек, в мире, где хореограф может взять в соавторы компьютер.
В лучах великолепной световой палитры, созданной Люси Картер, где теплые песочные тона постепенно сменяются темным пурпуром, а затем бирюзовой дымкой, проходя все промежуточные стадии цвета, десять танцоров напоминают вопрошающих богов. Их поразительные, словно изучающие движения находятся в тесной гармонии с неожиданно эмоциональной музыкой. Затем настроение меняется, на сцену опускаются экраны. Зрители надевают 3D-очки и погружаются в мир проекций Рави Дипреса. В какой-то момент и сами танцоры перемещаются на экран – серые призрачные тени. Но большую часть времени они танцуют на фоне проекций, привлекая к себе больше внимания, чем все происходящее на экранах, их вытянутые тела образуют сложные и геометрически строгие фигуры. Как сама природа.

газета «The Telegraph»


Уэйн Макгрегор использует свою труппу Random в качестве лаборатории танца, где изучает, как движется тело и как создается хореография. Однако наука всегда – лишь отправная точка, и не так уж важно знать, что название последнего произведения Макгрегора отсылает к его увлечению идеей «создания» танца из крошечных атомов материи или что источником его вдохновения послужил некий неназванный научно-фантастический фильм 80-х годов.
Постановка оставляет легкое, «летучее» впечатление, поскольку наука «впиталась» в ткань хореографии, в восхитительную по цвету и текстуре атмосферу этого действа, возникшую благодаря талантам художника по свету Люси Картер и видеохудожника Рави Дипреса. Все столь абстрактно, что открыто любым интерпретациям или… их отсутствию. Те, кто жаждет явно выраженных эмоций или драматических переживаний, будут разочарованы. Но тех, кто восхищается чистым изобретательством, ждет неисчислимое множество поистине уникальных хореографических идей. Диковинная хореография Макгрегора не потеряла своей способности приводить в трепет.

газета «The Guardian»


За свою необычайно успешную карьеру, которая принесла ему всеобщее признание, Макгрегор не раз черпал вдохновение в науке (неврологии, кардиологии), а его танцоры зачастую обнаруживали себя где-то на границе между наукой и искусством. Во время работы над постановкой «Атомос», сопродюсером которой выступил театр Sadler’s Wells, к танцовщикам в репетиционной присоединилась трехмерная цифровая фигура в человеческий рост, наделенная искусственным интеллектом и способная моделировать свои движения.
В танце, родившемся как плод сотрудничества Макгрегора, десяти его танцовщиков и их цифрового друга, вы, возможно, увидите отражение этого процесса, а возможно и нет – в зависимости от того, какой смысл вкладывать в эти быстрые гиперартикулированные движения, в эту неукротимую энергию. В конечном счете, человеческое тело – это постоянно вибрирующие компоненты самого нашего существования.
Несомненно, в «Atomos» отражен утонченный язык Макгрегора, его обостренное чувство формы и пластики, влекущее в темное и мистическое путешествие.

газета «The Times»

При поддержке







ДЛЯ СТУДЕНТОВ



Atomos

Wayne McGregor| Random Dance, Лондон, Великобритания

Концепция, постановка и декорации: Уэйн Макгрегор
Хореография: Уэйн МакГрегор в сотрудничестве с танцовщиками
Музыка: «A Winged Victory For The Sullen»
Световая сценография: Люси Картер
Видео и фото: Рави Дипрес
Костюмы: Студия дизайна ХО

Артисты: Катарина Карвальо, Трэвис Клаузен-Найт, Альваро Дуле, Майкл-Джон Харпер, Луис Макмиллер, Даниэла Ньюгебауэр, Анна Новак, Джеймс Петт, Фукико Такасэ, Джессика Райт

Режиссер-ассистент: Одетт Хьюз
Ассистент на репетициях: Катарина Карвальо
Заведующий постановочной частью: Кристофер Чарльз
Помощник режиссера по технической части: Колин Эверитт
Осветитель: Эшли Болайто
Ассистент декоратора: Кэтрин Смит

«Atomos» является результатом сотрудничества Sadler’s Wells Theatre, Лондон, Великобритания; Peak Performances@Montclair State University, Нью Джерси, США; Movimentos Festwochen der Autostadt, Вольфсбург, Германия и Festival Montpellier Danse 2014.
«Atomos» создан по заказу Fondazione I Teatri, Реджио Эмилия, Италия; Trinity Laban Conservatoire of Music and Dance, Лондон, Великобритания.
«Atomos» создан при поддержке The Idlewild Trust.

Компьютерный/цифровой дизайн и программирование: Марк Дауни и Ник Ротвелл
Видеоряд: Рик Гест и Оливия Помп
Выражаем благодарность за помощь: Production Resource Group UK Ltd.www, а также Quercus Trust за их постоянную помощь и поддержку.
Проект Уэйна Макгрегора | Random Dance создан при поддержке Arts Council England и под эгидой Sadler’s Wells Theatre.

Продолжительность 1 ч. 5 мин.


Возрастная категория 16+