Театральная компания ЗМ
Максим Горький

Васса

«Ведогонь-театр», Москва-Зеленоград
Премия «Золотая Маска» 2014г. - «Лучший спектакль в драме, малая форма»
Номинации на Премию - «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль» (Наталья Тимонина), «Лучшая роль второго плана» (Дмитрий Лямочкин)

сцены по мотивам первого варианта пьесы «Васса Железнова»



Режиссер: Анатолий Ледуховский

Художник: Светлана Архипова

Художник по костюмам: Виктория Хлебникова

Композитор: Андрей Гаврилов



Артисты: Наталья Тимонина, Юлия Богданович, Илья Роговин, Вячеслав Семеин, Ольга Львова, Наталья Табачкова, Дмитрий Лямочкин, Антон Васильев, Светлана Лызлова, Анастасия Хуснутдинова



Продолжительность 3 ч. 15 мин.



Возрастная категория 16+

Десять лет назад мною был придуман проект под условным названием «Русские криминальные хроники», который предполагал постановку серии спектаклей по пьесам русской классики, имеющим криминальный сюжет. Тогда не нашлось театра, который бы захотел иметь такой проект у себя. И я начал реализовывать эту идею постепенно, ставя русские пьесы на эту тему в разных театрах страны. Спектакль «Васса» уже четвертый из этой серии. Криминальная Россия – достаточно широкая тема и достаточно избитая. Но мне показалось интересным посмотреть на нее глазами русских, живших столетие назад, и сопоставить с днем сегодняшним. Как легко криминальная тема овладевает умом русского человека, как короток путь от «не убий», до «убий», как иногда спонтанно возникает желание преступить черту и как уживаются в нашей повседневной жизни благие намерения и криминальные наклонности – темы, уже давно известные, но, судя по всему, вечные, и поэтому их можно бесконечно анализировать. Что мы, собственно, и попытались сделать.

Анатолий Ледуховский




В центре спектакля – семья, распадающаяся на наших глазах, и каждый из ее членов с остервенением топчет эти жалкие остатки. Уже давно нет тепла, уюта, уважения в этом обветшалом доме и лишь черно-белый гобелен, заменяющий занавес, напоминает о возможном когда-то счастье. Все это темное царство теней обильно приправлено практически потусторонним страхом грешников. Ожидание смерти повисло в воздухе неуправляемым сгустком энергии, сметающим все на своем пути: перебои с электричеством, словно голос бездны, предвещающей гибель этой семьи, и созвучные им сердечные приступы Вассы. Тени, то ли силуэты домочадцев, то ли пришельцы с того света, становятся полноценными участниками спектакля.

Общему настроению подчинена и игра актеров: сухость, почти беспристрастность, ненависть к людям, к вещам, к самой жизни. Образы гордых, жестких, но глубоко несчастных женщин и трусливых, слабых и от того каких-то «мелких» и обреченных мужчин – их сосуществование становится пыткой для обеих сторон.

В третьем действии перед нами семья Железновых, словно сошедшая с экранов: лучшие фильмы об итальянских мафиозных кланах угадываются с первых секунд. Кинематографические приемы пронизывают все действие, начиная с черно-белой цветовой гаммы и заканчивая стоп-кадрами – все это перемещает зрителя в мир условности.

В воздухе витают неоправданные надежды и растоптанная, потерянная любовь. «Васса» приобретает совершенно новые черты – черты современной нам жизни тотального контроля, бессмысленных противостояний, вечных подозрений и холодных сердец.

журнал «Город»