Театральная компания ЗМ
Андрей Стадников

Записки на «сгущенке». Клавдия

Театр «Ангажемент», Тюмень
Участник программы «Новая пьеса» Фестиваля 2014 года


документальный спектакль



Режиссер: Олеся Невмержицкая

Художник: Светлана Лихошерстова

Пластика: Андрей Смирнов

Видеохудожник: Ася Мухина

Художник по свету: Марс Абдразаков



Артисты: Юлия Шеек, Ирина Нестерова, Екатерина Душина, Татьяна Лузина, Анастасия Гавшина, Татьяна Пшеничникова, Роман Зорин, Денис Юдин



В спектакле принимают участие реальные члены семьи Клавдии Гуленковой:

Сын: Василий Петрович Коротаев

Жена сына: Галина Викторовна Коротаева

Дочь: Татьяна Петровна Зольникова

Внучка: Анна Губина

Правнучка: Александра Глыбочко



Продолжительность 2 час.


Возрастная категория 16+

Пьесу на основе документов написал молодой драматург Андрей Стадников в сотрудничестве с режиссером Олесей Невмержицкой. В основе спектакля дневниковые записи реального человека – Клавдии Григорьевны Гуленковой, а также более поздние воспоминания о ней ее мужа и близких родственников. Клавдия начала писать свои дневники в годы войны. Где-то идут бои, знакомым приходят похоронки и письма с фронта, Клавдия почти не комментирует эти события, они входят в ее жизнь через сны, которые она скрупулезно записывает. Члены семьи, бережно хранящие ее записки, сами продолжают работу по фиксации своей повседневной жизни.

Попыткой вглядеться через одну частную историю в существо человеческой памяти заняты создатели сложносочиненной, меланхоличной «Клавдии», действие которой происходит на фоне старых библиотечных каталогов, безучастно архивирующих жизни и смерти. Героиня – по счастливому стечению обстоятельств родственница директора тюменского «Ангажемента» – начала вести свой дневник на обертках от сгущенного молока, печатавшихся в здешнем селе Ситниково, еще во время войны. Собственно, и спектакль сделан на соответствующий областной грант – но война прошла по касательной и в судьбе медсестры Клавдии, ожидавшей с фронта отца и будущего мужа, и в самом театральном сюжете. Клавдия Гуленкова скрупулезно описывает свои будни, работу, письма от жениха, ныряя вдруг в параллельную сновидческую реальность, для нее едва ли не более важную, чем просто «жизнь». У обычной с виду женщины, которая дождалась-таки Петра, вышла за него замуж и родила детей, потом хранивших ее записи и продолживших род, оказалось в наличии «пятое» чувство – то, вероятно, подлинно религиозное видение существа событий, происходящих с тобой, и умение принимать логику жизни, какой бы жестокой она ни была.

Кристина Матвиенко