Театральная компания ЗМ
Максим Осипов

Русский и литература

Драматический театр им. М.Ю. Лермонтова, Абакан
Участник программы «Новая пьеса» Фестиваля 2014 года

драма



Режиссер: Евгений Ланцов

Художник: Алена Володина

Музыкальный руководитель: Татьяна Шалгинова



Артисты: Людмила Лосякова, Дина Чернова, Майя Энгель, Денис Энгель, Наталья Мишакова, Елена Михайлова, Сергей Нурушев, Андрей Патрикеев, Фарит Загидулин, Виктор Арканов, Иван Рябенко, Олег Рябенко, Ольга Изотова, Владимир Гаврилов, Алексей Крысенок, Константин Шепелин



Продолжительность 2 ч. 20 мин.


Возрастная категория 16+

У переделанной когда-то по просьбе Петра Фоменко в пьесу повести Максима Осипова «Камень, ножницы, бумага» складывается интересная судьба: в «Мастерской» ее не поставили, а вот в региональных театрах этот текст идет, словно отозвавшись на важные «локальные» вопросы. Врач-кардиолог из Тарусы пишет искренне и небанально о том, что видится ему со своего, «нестоличного», расстояния – об «иноприродной» и глубоко античеловечной сущности русского начальства, о жажде опоры в повседневной жизни, даже если эта опора – ислам, а ты вроде как православный, о тоталитарной власти женщины, стремящейся задушить все в своем материнском запале. Поединок главы местного законодательного собрания и интеллигента-учителя становится историей о силе и слабости, беззаконии государства и законе человеческом, христианском.

В спектакле Евгения Ланцова, с недавнего времени увлеченно внедряющего современный текст на сцену абаканского театра драмы, все участники спектакля посажены за ученические парты, словно призваны отвечать урок. Но уроков никто не хочет усваивать, все размыто и непонятно, как бывает, когда человек и его страна стоят на перепутье.



«Русский и литература» – это сочинение об иноприродной человеку сущности русского начальства, о предельной мощи ислама и о хрупкой, парадоксальной красоте христианской культуры.

Максим Осипов




Спектакль Евгения Ланцова предложил тексту Максима Осипова лирическую интонацию и ретростилистику школьных воспоминаний. Текст, не столько лиричный, сколько остросоциальный и жесткий, вступает в спор с подобным решением, и это дает любопытные результаты. Текст позволяет говорить о многом: например, во что превратилась постсоветская Россия, какой профанацией стали понятия веры и патриотизма, как строгий ислам подавляет православное советское неофитство. В спектакле есть главное – ощущение распада былой реальности и беспомощности человека в попытке создать и осмыслить новую.

«Петербургский театральный журнал»





Тексты Максима Осипова, врача из Тарусы и яркого самобытного прозаика, появились в театральном обиходе недавно, и абаканский спектакль тут – один из самых успешных примеров их сценической адаптации. В «Русском и литературе» через историю привязанности ученицы к своему умному и свободному школьному учителю делается попытка отрефлексировать нынешнее состояние российского общества, глубоко разрозненного и не имеющего внутреннего стремления к единению на почве чего бы то ни было – государственности ли, идеологии, религии. Точно сыгранный спектакль Евгения Ланцова, при художественном руководстве которого театр стал много заниматься современной драмой, задает нам самые важные «социальные» вопросы.

Кристина Матвиенко