«Cantus Arcticus» – это «здесь и сейчас», мировая премьера в хореографии Самодурова на музыку современного финского композитора Эйноюхани Раутаваара, использующего в постимпрессионистской партитуре запись птичьего пения. Музыка проникнута стихийным величием северной природы, клекот и зовы неведомых птиц придают ей мистическую ирреальность. Сцена пуста, а прозрачный, как лед, задник постоянно меняет свою цветовую тональность и внутренние очертания. На этом фоне танцовщики в обычной балетной униформе невероятно ярких цветов смотрятся, как экзотические птицы. Ломкость и хрупкость пластики, причудливые позиции диктуют не только привычные балету ассоциации с прекрасными пернатыми, но и со всполохами северного сияния, с завораживающей красотой северных пейзажей. Свой очень красивый балет хореограф обрамляет прологом и эпилогом на музыку клавирного Генделя, где появляются почти реальные персонажи, пары влюбленных, чей удел – найти взаимопонимание и путь друг к другу.

«Российская газета»


«Cantus Arcticus» в переводе означает арктические песни. Но суть не в криках чаек, вплетенных в музыку, часто называемую Концертом для птиц с оркестром, современного финского композитора Эйноюхани Раутаваара. Надо иметь обостренный слух, чтобы в звоне снега расслышать эротический шепот, а в каплях дождя – ответ на заданный вопрос. Надо уметь растопить стекло, а в преграде увидеть возможность: балет начинается со скрипа ладоней по разные стороны стекла. Испытания северной стихией хореограф воспел порою на повышенных тонах и в порывах в запредельное. Там и велись диалоги двенадцати пар среди мерцающих огней, там, где холодно и где слышно одних птиц. На той высоте, на которой можно было энергией своего танца растопить стекло и протянуть-таки руку навстречу другому. Этот северный балет рождает образные ассоциации, что совершенно естественно для Севера, побуждающего к метафорическому мышлению.

«Новая газета»


На создание балета «Cantus Arcticus» («Арктические песни») Вячеслава Самодурова вдохновила музыка современного финского композитора Эйноюхани Раутаваары, использующего в постимпрессионистской партитуре запись птичьего пения. Она проникнута стихийным величием северной природы, клекот и зовы неведомых птиц придают ей мистическую ирреальность. Прозрачный, как лед, задник постоянно меняет свою цветовую тональность и внутренние очертания. На этом фоне танцовщики в обычной балетной униформе, но невероятно ярких изысканных оттенков, выглядят, как экзотические птицы. Ломкость и хрупкость пластики, причудливые позировки диктуют не только привычные балету ассоциации с прекрасными пернатыми, но и со всполохами северного сияния, с завораживающей красотой арктических пейзажей. Свой балет хореограф обрамляет прологом и эпилогом на музыку клавирного Генделя, где появляются почти реальные персонажи, несколько пар влюбленных, чей удел – найти взаимопонимание и путь друг к другу.

Лариса Барыкина



Эйноюхани Раутаваара

Cantus Arcticus

Театр оперы и балета, Екатеринбург
Премия «Золотая Маска» 2014г.- «Лучшая работа дирижера»
Номинации на Премию - «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа хореографа», «Лучшая работа художника по свету»

одноактный балет

Хореограф: Вячеслав Самодуров
Дирижер: Павел Клиничев
Художник: Энтони Макилуэйн
Художник по костюмам: Елена Зайцева
Художник по свету: Александр Гулага

Артисты: Лариса Люшина, Андрей Сорокин, Елена Воробьева, Александр Меркушев, Елена Соболева, Сергей Кращенко

Продолжительность 25 мин.


Возрастная категория 12+