Театральная компания ЗМ
Игорь Стравинский

Весна священная

Театр оперы и балета, Новосибирск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2014г.- «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа хореографа», «Лучшая женская роль» (Анна Одинцова)

одноактный балет



Либретто: Игорь Стравинский и Николай Рерих

Литературный консультант: Жан Франсуа Вазель



Музыкальный руководитель и дирижер: Айнарс Рубикис

Хореография: Патрик Де Бана

Художник: Ален Мишель Лагард

Художник по костюмам: Штефани Боэрли

Художник по свету: Джеймс Клод Анго

Дирижер: Петр Белякин



Артисты: Анна Одинцова,Роман Полковников, Ольга Вдовкина, Марина Гаврищук, Майя Григорьева, Ксения Захарова, Екатерина Лихова, Земфира Наземцева, Мария Николаева, Татьяна Носова, Илья Будрин, Алексей Гайнутдинов, Степан Косыгин, Михаил Недельский, Олексий Скалюн, Анна Быковская, Наталья Ершова, Екатерина Плесовских, Светлана Свинко, Кристина Синицына, Ольга Третьякова, Илья Головченко, Михаил Лифенцев, Василий Соболев



Продолжительность 35 мин.


Возрастная категория 12+

Моя версия «Весны священной» – это обряд приготовления человеческого жертвоприношения, чтобы, согласно древним верованиям людей, общаться с богами и духами. В Африке существует древняя традиция принесения в жертву новорожденных близнецов, которых почитали за святых, иногда даже боялись. Я сам по отцу африканец, а по матери немец, и знаю, ощущаю эти два разных мира, поэтому создание и постановка балета «Весна священная» Игоря Стравинского стали для меня путешествием в прошлое, к моим корням – это зов крови, которая течет во мне, голос моих предков. Именно сила, чистая энергия и дикая первозданность музыки

Патрик Де Бана




Я отношусь к тем хореографам, которым в качестве точки отсчета нужна история из реальной жизни. Я не люблю притворяться, играть, поэтому, чтобы создать произведение, мне нужна действительная причина, стоящая за художественным вымыслом. Балет Стравинского есть не что иное, как самое настоящее жертвоприношение. Именно поэтому, продумывая идею своей «Весны священной», я пытался найти нечто, с одной стороны, отвечающее моему восприятию произведения Стравинского, а с другой, отражающее реальные практики. Я искал миры, в которых происходили бы настоящие жертвоприношения, и долго обсуждал идею со сценаристом балета Жаном Франсуа Вазелем. Однажды Жан Франсуа сказал: «Патрик, посмотри на себя. Ты же сам – «Весна священная». Наполовину – немец, наполовину – африканец». Так я решил вернуться к своим корням и создал идею, прекрасно легшую на музыку Стравинского. В Нигерии, откуда родом мой отец, есть племя йорубо. Много-много лет назад там существовало поверье, согласно которому появление в семье близнецов несло дурное предзнаменование. Люди не могли взять в толк: как так, в утробе одной женщины могло появиться два ребенка. Ответ для них оказался прост. Считалось, что в момент зачатия эта женщина находилась не только со своим мужем, но и с каким-то злым духом. Возможно, даже с самим дьяволом. Поэтому, когда на свет появлялись близнецы, их приносили в жертву.
Это невероятно сложно — быть ребенком двух миров, одновременно чувствуя себя и частью той страны, в которой ты вырос, и частью той страны, которой ты принадлежишь по крови. Я наполовину чувствую себя европейцем, выходцем из Германии, а наполовину африканцем. Чтобы усидеть между этими двумя стульями, чтобы взять на себя функцию моста между двумя мирами, нужно обладать сильным телом и сильным духом.

Патрик Де Бана, интервью газете «Молодая Сибирь – Новая Сибирь»





Абсолютно новая версия «Весны священной» появилась в Новосибирске благодаря Патрику Де Бана, известному танцовщику и хореографу, впервые работавшему в России. Музыка Стравинского пробудила в нем генную память (Де Бана имеет африканские корни), и легенда о нигерийском народе йоруба, верующем в мистическую силу близнецов-ибеджи послужила фабулой балета. Обитатели циклопических размеров пещеры кружат вокруг пары альбиносов, брата и сестры. Племя изживает их как чужаков, и, подобно мстительным виллисам, «затанцовывает» в губительном плясе. Весь балет – это обряд приготовления двойного жертвоприношения, в этом смысле Де Бана наследует самой первой версии Нижинского–Рериха. Но хореография не столь радикальна. Живая и насыщенная по плотности движений в секунду сценического времени, она основана на классике: пещерные жители старательно тянут стопы, рассекают воздух в многочисленных диагональных жете, закручивают вращения и пользуются виртуозными поддержками.

Лариса Барыкина