Театральная компания ЗМ

Эдип

Театр кукол «Гулливер», Курган, и Творческое объединение «КультПроект», Москва
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2014г. - «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника»

по мотивам трагедии Софокла «Эдип-царь»

Режиссер-постановщик: Александр Янушкевич

Художник-постановщик: Людмила Скитович

Композитор: Александр Литвиновский

Художник по свету: Ярослав Пеканов



Артисты: Николай Бардин, Елена Борисова, Владимир Лазарев, Евгений Насупа, Сергей Розальев, Александр Романюк

Продолжительность 1 ч. 10 мин.


Возрастная категория 16+

Этому произведению 2000 лет, а мифу еще больше, поэтому его жизнеспособность уже доказана с лихвой. Самая важная тема пьесы – тема прозрения. Когда мы пребываем в застойном периоде и кажется, что все хорошо, наступает прорыв и в развитии личности, и в развитии общества. Эти прорывы сопряжены с какими-то сдвигами, к сожалению, не всегда приятного толка. Но вытяжка хорошего из минуса, в данном случае из происходящего с главным героем, всегда подвигает к новому уровню зрения, видения, к прозрению. Мы сегодняшним языком рассказываем о современном человеке, используя современные предметы быта, атмосферу. Человеческая природа ведь не меняется, проблемы остаются те же, даже если меняются приоритеты, ракурс, точка зрения.

Александр Янушкевич, интервью газете «Курган и курганцы»




В спектакле нет бурных темпераментных сцен, резких движений, ярких красок. Наоборот, герои двигаются медленно, обстановка унылая. На актерах серые костюмы. На сцене крупные скорбные гипсовые маски античных персонажей с зияющими пустыми глазницами, через которые снуют серые крысы. Гнетущую атмосферу усиливают громкая, местами агрессивная, с элементами рока, музыка и немые серые куклы. Куклы не произносят ни слова. Все роли озвучивает один артист. Он сидит рядом со сценой и читает древний стих. Актеры выражают эмоции мимикой, жестами, а также характерными движениями кукол, которых они держат в руках и управляют ими. При этом актеры и куклы абсолютно равноправны, трудно понять, кто из них главнее. Они скорее дополняют друг друга. Гнев фиванского царя, желающего покарать убийцу прежнего правителя, чтобы спасти город от чумы, а затем его страдания от внезапно открывшейся горькой правды зритель читает по лицу, глазам, внутреннему диалогу героя.

«Российская газета»




Молодая постановочная команда из Минска разъяла в спектакле слова и мизансцены. Чтец, сидящий с краю, без лишней эмоциональности произносит текст трагедии Софокла. Молодые актеры, напоминающие точеной картинностью своих поз античные статуи, действуют в молчании на сцене. В окружении нарочито больших предметов интерьера древнегреческие персонажи смотрятся заигравшимися детьми, для которых схватить пупса и бутылку с молоком привычнее, чем взяться за расследование преступления. Куклы в руках исполнителей – символы, почти тотемы их глубоко несчастных персонажей. Царица Иокаста – кошка; слепой Тиресий – собака-поводырь; благородный раб, спасший младенца – аист; хор – крысы. Серые комочки заполняют собой весь чумной проклятый город, пустые глазницы театральных масок, авансцену. Смерть приходит, не принося с собой покоя – кости властителей здесь не хоронят, а выставляют на обозрение в жалком виде, подходящем более для демонстрационного материала на уроках биологии.

Алексей Гончаренко