Театральная компания ЗМ
Славомир Мрожек

Убить Кароля

Театр «Кукольный дом», Пенза
Премии «Золотая Маска» 2014г. - «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа художника»
Номинации на Премию - «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа актера» (Русланбек Джурабеков, Антон Некрасов)

история преступления

Постановка и музыкальное оформление: Владимир Бирюков

Сценография, куклы, костюмы: Виктор Никоненко



Артисты: Русланбек Джурабеков, Антон Некрасов, Андрей Каваев, Роман Прошлаков, Ольга Шнитко



Продолжительность 50 мин.


Возрастная категория 16+

После премьеры спектакля «Убить Кароля» прошло больше года, но при каждой моей случайной встрече с местным начальником культуры я все еще слышу его возмущенный вопрос: «Зачем ты поставил Мрожека?»

Ситуация до безобразия привычна: спектакль он не видел, пьесу не читал, но тихой, добропорядочной Пензе «скандальный» Мрожек, очевидно как божий день, не нужен. Не следует нарушать устоявшиеся нормы и правила. Живи тихо, спокойно, не поднимай головы, не высовывайся, будь как все, шагай в общем строе – и власть тебя отметит и отблагодарит.
Конечно, все мы родом из советского времени, и тот патологический страх, который мы унаследовали, метаморфозы нашей души, обрекают каждого из нас потенциально быть «каролями», ведь способность к сопротивлению мы давно утратили. Жаль.

Владимир Бирюков





Создатели спектакля перенесли действие пьесы недавно скончавшегося польского абсурдиста-классика в Советский Союз времен застоя. В фойе рычит из динамиков Владимир Высоцкий, в зале шелестит по радио «дорогой Леонид Ильич». Двери в отсутствие капельдинеров захлопываются. Врачи в коричневых халатах становятся кукловодами марионеток, ведь три персонажа этой непростой истории встречаются в кабинете окулиста – уютной комнате с детально проработанными крошечными предметами мебели, окнами, батареями и даже коктейльными бокалами. Молодой человек в кожаном пальто и его рассеянный дедушка пришли подобрать очки пожилому человеку, чтобы тому было легче найти и убить некоего Кароля. Уютный мир респектабельного доктора трещит по швам всего лишь за час сценического времени. Как легко поверить, что Каролем может быть первый встречный, поверить и убить Кароля. В одной из музыкальных тем в начале спектакля угадывается песня Земфиры. Слова не звучат, но их можно припомнить: «Здравствуй, мама, плохие новости, герой погибнет в начале повести, и нам останутся его сомнения…».

Алексей Гончаренко