Театральная компания ЗМ
Национальный театр, Братислава, Словакия

Рехниц - Ангел смерти

по пьесе Элфриды Елинек




Режиссер и художник: Давид Яржаб

Драматург: Мартин Кубран

Художник по костюмам: Сильвия Зинула Ханакова

Композиторы: Петр Хаас, Владислав Шаришски



Артисты: Эмилия Вашариова, Сиди Тобиас, Зузана Порубякова, Рихард Станке, Габриэль Тот, Петер Брайерчик, Ивана Куксова, Франтишек Ковар, Александра Палатинусова, Даниэль Херих, Ян Вайчовец, Мирослав Вилхан, Петер Жашковски



Продолжительность 1 ч. 10 мин.



Возрастная категория 18+

Пьеса «Ангел смерти» написана лауреатом Нобелевской премии по литературе Эльфридой Елинек. В 2009 году эта пьеса получила звание лучшего драматургического произведения на немецком языке. Пьеса основана на реальных событиях: 25 марта 1945 года графиня Баттьяни устраивает большой прием в своем замке в Рехнице у австрийско-венгерской границы. Ее гости, среди которых были сотрудники СС и Гестапо, приняли участие в убийстве двухсот евреев, находившихся в имении на принудительных работах. Убийцы исчезли, свидетелей после окончания войны найти не удалось, виновники так и не были наказаны.



Авторы спектакля решили пересказать эту историю с помощью трех поколений одной европейской семьи, живущей в наши дни. Это современные люди, которые не совершили никакого преступления. Они разбираются в искусстве, пьют по вечерам красное вино и любят спортивную одежду, а в своих суждениях об исторических событиях иногда занимают рациональную, а иногда довольно опасную самооправдательную позицию. Несут ли они ответственность за события шестидесятилетней давности? ...

Искушенная аудитория знает, что коллективная вина, распространяемая на несколько поколений, не более чем манипуляция. Но знает ли она, что коллективная невинность – это малодушие? Как во всем этом разобраться?

газета «Pravda»



Этот спектакль – не о Рехнице, он об ангеле разрушения, который живет внутри нас.

газета «SME»




Март 1945 года. Замок на границе Австрии и Венгрии. Графиня, хозяйка замка, устраивает ночной праздник, среди гостей которого – эсэсовцы. Кульминацией пьяного пиршества становится массовое убийство еврейских заключенных-рабочих, живущих на территории поместья в бараках.

Основой – сначала для эссе Эльфриды Елинек, а потом для пьесы, написанной ею по заказу немецкого театра «Каммершпиле» в 2008 году, – стали реальные события, восстановленные по немногим сохранившимся свидетельствам. В конце 1960-х о случившемся в Рехнице стало известно по найденным здесь телам 180 человек, но никто не был осужден за совершенное преступление.

Пьеса Елинек в Австрии вызвала скандал и поставлена не была – из-за «клеветы» на австрийцев. В спектакле братиславского театра – страны, бывшей когда-то частью Австро-Венгрии – рассказ ведется от лица нескольких «докладчиков» или «посланников»: аристократов, офицеров СС и слуг, ставших свидетелями и участниками резни. Их лишенные каких бы то ни было моральных мучений «доклад» сопровождает живая музыка – как если бы мы и правда присутствовали на светском приеме.

Кристина Матвиенко