«Спектакль с закрытыми глазами» – это не радиоспектакль. Это совсем другое: ты становишься участником действия, ты чувствуешь всеми своими чувствами, тебе кажется, ты можешь помочь героям. Актеры в каждой сцене знают, какую роль играет слепой – он куст или человек, который спрятался за кустом. У них нет реплик, но есть несколько задач, которые возникают по ходу сюжета. Я всегда рассказываю случай, который в театре называют «давай поженимся». На одном из показов сидел слепой мальчик, у которого было так много энергии, что актерам приходилось придумывать ему новые задания. Он трогал и складывал в карманы все, что попадалось под руку: камушки, фасоль, много-много всего. В конце он, конечно, первым стал говорить о своих ощущениях и вспомнил: «Знаете, еще был цветок. У меня его нет». И одна девочка из публики сказала: «У меня есть», – вышла на сцену, и они стали меняться. Эти дети доказали, что слепые и зрячие могут абсолютно нормально общаться – без настороженности, без преград. Я, как ребенок, всегда хотела изменить мир. И когда вижу счастливые лица актеров и слепых после спектакля, то чувствую, что сделала его хоть немного лучше. Все-таки зритель должен уходить из театра с хорошими эмоциями. И мне кажется, это получается.

Каролина Жерните


Казалось бы, театр – это в первую очередь визуальное искусство, и спектакль для незрячих обречен превратиться в радиоспектакль. Но молодой литовский режиссер Каролина Жерните умудрилась задействовать не только слух, но и другие органы восприятия. Ее первая постановка для слепых, сделанная еще в Вильнюсе, так и называлась «Сказка для шести чувств». Помимо традиционных зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания, она выделяет шестое чувство – чувство театра, ощущение погружения в предлагаемые обстоятельства, которое слепым дается легче, чем зрячим. Вспомните, ведь когда мы пытаемся представить себе что-то невероятное, мы закрываем глаза. В Театре кукол слепые зрители не только не платят за билет, но становятся полноправными участниками представления. Они сидят прямо на сцене и оказываются в эпицентре фантастического рассказа Гоголя. В двух шагах от них поют и пляшут, месят тесто и пекут галушки, парубок милуется со своей любимой, а бедная Панночка спасается от страшной ведьмы-мачехи, превратившейся в кошку. Украинская ночь здесь совсем не тиха, а полна звуков: шумов и шорохов, пения птиц и плеска воды, скрипа шагов по каменистой дорожке и дребезжания старых дверных петель. Звуковая партитура разработана виртуозно, и создается она не где-то за сценой, а тут же, во время действия, с помощью простых подручных средств.

газета «Известия»



Майская ночь

Московский театр кукол
Номинация на Премию «Золотая Маска» 2014г. - «Лучший спектакль-эксперимент»

спектакль с закрытыми глазами
по мотивам повести Николая Гоголя

Режиссер-постановщик: Каролина Жерните
Художник-постановщик, художник по куклам: Паулина Нешукайтите

Артисты: Анна Антонова, Лев Бобышев, Евгений Казаков, Александра Капустина, Михаил Коханов, Александр Мосин, Еатерина Нахабцева, Юлия Серова, Алексей Шило

Продолжительность 1 ч.


Возрастная категория 12+