Первый шаг Могучего в новом для него театре был точным, но и рискованным. Он не только сразу стал работать с артисткой, чье имя для многих ассоциируется с этим театром в первую очередь, но и вообще поставил спектакль только на старшее поколение труппы.
«Алиса» – спектакль умный, изящный, совсем не радикальный, но при этом построенный на сложных театральных эффектах и несущий в себе «прозрачные», простые и важные смыслы.
Наивно полагать, что «Алиса» Могучего имеет какое-то (помимо своего названия) отношение к «Алисе» Льюиса Кэрролла. Он выстраивает собственную историю, в которой та, что сочинил английский математик, становится лишь воспоминанием из далекого прошлого.
Страна чудес давно сдана в музей. Здесь все дало сбой. Зазеркалье растрескалось. Самое страшное, что может случиться, – попасть в страну чудес и увидеть, что чудес здесь уже не бывает.
«Не работает! Не работает!» – восклицает беспокойно-трепетный Шляпник Валерия Ивченко, когда Алиса пьет из протянутого им пузырька, но рост ее не меняется. «П…рали все, п…рали!» – вторит ему Кролик Анатолия Петрова. Мальчик, который превратился в поросенка, теперь просто «Поросенок, который стал человеком». Круговорот чудес закончился, и все вернулось на места.
Они ждали Алису, как герои Беккета своего Годо, – чтобы она спасла их, чтобы расколдовала страну чудес. Но это оказалось уже невозможным.
Единственный выход и для Алисы, и для страны чудес – обернуть время вспять, встретиться с прошлым и его воскресить. Вдруг под люстрой откуда ни возьмись возникнет большая кукла девочки-школьницы, и детский голос сбивчиво расскажет историю, случившуюся с одной девочкой во время блокады.
Во втором акте «Алисы» Могучий превращает спектакль в подобие дружеского вечера, на котором собралось множество старых приятелей, чтобы послушать истории об их общем и уже далеком прошлом. Стирая границы между залом и сценой, он добивается стопроцентного эффекта присутствия и заставляет нас забыть, что мы в театре. Один за другим актеры произносят монологи, как бы связанные с жизнью Алисы.
В сущности, эти тексты не только не имеют отношения к кэрролловской Алисе, но и не связаны напрямую с героиней Фрейндлих.
Здесь нет попытки выстроить ей точную биографию – это просто бессвязные обрывки чувств, мыслей и воспоминаний, которые вместе и формируют память человека, его сознание. Это погружение зрителей в странный, смешной и путаный внутренний мир Алисы, девочки, которая выросла, но на самом деле так и не повзрослела. В финале она неизбежно находит себя – встречается на сцене с девочкой в голубеньком платье. И не успеет она сказать ей хоть пару слов, как голос сотрудника аварийной службы вызывает ее назад – в застрявший лифт, в жизнь, которая теперь будет для нее совсем другой.


интернет-издание «Gazeta.ru»
Могучий поставил спектакль про сны. Про фантазии, в которых человек пытается вновь найти себя. Можно было бы сразу сказать: не человек, а театр пытается вновь найти себя, и вообще, в рассказанной зрителям истории некоей немолодой женщины по имени Алиса, попадающей в пространство своей памяти, сами собой все время возникают рифмы этой вроде бы частной, дробной, фантасмагорической истории и истории славного театра. В каком-то смысле Алиса здесь и есть БДТ. И все вопросы – есть ли она еще на самом деле, может ли она вернуться к себе, можно ли ее вновь «собрать» как личность, или она осталась лишь в частных воспоминаниях тех, кто ее знал, – легко проецируются на сам Большой драматический театр имени Товстоногова. Андрей Могучий поставил непростой спектакль о памяти, о переосмыслении прожитого, но и о прощании тоже – о прощании, без которого невозможно никакое обновление.
От Алисы Фрейндлих для этой работы потребовалось не только мастерство, не только острый ум и интуиция, но и отвага – роль Алисы принципиально отличается от всего, что делала актриса прежде. Прежде всего потому, что у Могучего актеру нельзя полностью «спрятаться» в роль – он сразу найдет, выманит из убежища, правдами и неправдами постарается вернуть к себе.
Иногда вообще кажется, что все, что делает в своих сложносочиненных спектаклях Могучий, придумывается им в конечном счете лишь для того, чтобы возникли ценнейшие моменты прямой коммуникации со зрителем – когда актеры остаются один на один с публикой, словно отстраняясь от своих героев и сбрасывая латы опыта и профессионализма. Во втором действии спектакля «Алиса» публика перемещается в зрительный зал, одни располагаются в ложах ярусов, другие – на беспорядочно расставленных в партере стульях. Рампа в БДТ всегда была непреодолимой границей, а здесь актеры сидят рядом со зрителями. Сами персонажи сказки Кэрролла отчетливо превращаются в тех, с кем связана петербургская женщина по имени Алиса, – в ее родителей, в ее мужчин, в ее соседей. А еще – в так хорошо знакомых артистов БДТ.

газета «Коммерсант»
Первая постановка Андрея Могучего в не так давно возглавленном им БДТ носит все признаки рубежного, этапного спектакля. Это первая попытка авангардного режиссера найти общий язык с труппой и одновременно – оглянуться на прошлое прославленного театра. Весь спектакль пронизан темой воспоминаний, истовым, но безуспешным стремлением хотя бы на время, на час вернуть былое. Главная героиня, Алиса Фрейндлих, она же просто Алиса, вдруг попадает в причудливый кэрролловский мир, где, вероятно, когда-то была еще девочкой, и где ее до сих пор помнят и ждут. Шляпник, Мартовский заяц и даже коварная Королева тоскуют по временам, когда они могли легко утонуть в море алисиных слез, но теперь ее глаза абсолютно сухи. В спектакле не говорят напрямую о товстоноговском БДТ, но поскольку действие происходит в партере, а декорациями Зазеркалья служат задрапированные ярусы и балконы старинного Каменноостровского театра, аналогии приходят сами собой. Во втором акте публику рассаживают среди персонажей, которые вспоминают свою Алису – чью-то дочь, жену, подругу – и зрители тоже чувствуют себя частью этой большой театральной семьи.

Марина Шимадина


Спектакль создан при поддержке холдинговой компании «Адамант» и лично М. В. Баженова

Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший спектакль в драме, малая форма», Алиса Фрейндлих – лауреат Премии в номинации «Лучшая женская роль»

Алиса

Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
Премии «Золотая Маска» 2015г. - «Лучшая работа художника», «Лучшая роль второго плана» (Геннадий Богачев)
Номинации на Премию - «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль» (Алиса Фрейндлих)
бег по кругу в 2-х действиях

Текст: Андрей Могучий, Сергей Носов, Светлана Щагина
Режиссер: Андрей Могучий
Художник: Мария Трегубова
Композитор: Настасья Хрущева
Художник по костюмам: Евгения Панфилова
Видеохудожник: Константин Щепановский

Артисты: Алиса Фрейндлих, Алиса Комарецкая, Полина Тимошилова, Валерий Ивченко, Анатолий Петров, Ирутэ Венгалите, Евгений Чудаков, Геннадий Богачев, Андрей Шарков, Георгий Штиль, Сергей Лосев

Хор: Нина Александрова, Варвара Павлова, Екатерина Старателева, Сергей Галич, Евгений Славский

Музыканты: Настасья Хрущева, Владимир Розанов, Елена Раскова

Продолжительность 2 ч. 30 мин.

Возрастная категория 18+