Театральная компания ЗМ
Михаил Булгаков

Записки покойника

Театр «Студия театрального искусства», Москва
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2015г. - «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая мужская роль» (Сергей Качанов)


Участник программы «Russian Case» Фестиваля 2015 года


Композиция по произведениям Михаила Булгакова



Режиссер: Сергей Женовач

Художник: Александр Боровский

Художник по свету: Дамир Исмагилов

Композитор: Григорий Гоберник



Артисты: Иван Янковский, Сергей Качанов, Григорий Служитель, Никита Московой, Александр Прошин, Анастасия Имамова, Катерина Васильева, Евгения Громова, Мария Шашлова, Александр Суворов, Ольга Калашникова, Мария Курденевич, Игорь Лизенгевич, Глеб Пускепалис, Вячеслав Евлантьев, Дмитрий Липинский



Продолжительность 2 ч. 40 мин.




Возрастная категория 16+

Это не обычная инсценировка «Театрального романа». Это самостоятельная сценическая композиция. Она включает в себя подготовительные и ранние материалы, служившие прообразом романа. В основе нашего спектакля лежит природа чувств сновидений, и главное – трагикомическое восприятие мира. Нам хотелось сосредоточиться на взаимоотношениях автора и его героев, автора и театра, драматурга и режиссера. Было важно дать понять, какой это болезненный и неразрешимый конфликт: между тем, что автору хочется сделать, и тем, что получается в итоге. Как много теряет замысел автора в результате этого конфликта. Иногда самое главное, то, ради чего все затевалось. «Записки покойника» – глубоко выстраданная, трагическая вещь Булгакова.

Сергей Женовач




Режиссер придумал для своих актеров ироническую фантасмагорию о творчестве и о театре. Кажется, реальный персонаж здесь всего один – сам писатель, а все остальные, невесть откуда берущиеся красноармейцы, персонажи пьес и актеры, суть порождения фантазии, не то его собственной, писательской, не то потусторонней, иногда пугающей, но все равно легкой, ненавязчивой. Когда-то Сергей Женовач поставил на курсе Петра Фоменко озорной и загадочный спектакль «Владимир III степени» по Гоголю – и вот в «Записках покойника» аукается что-то из тех времен, тем более что родство Гоголя с Булгаковым в доказательствах не нуждается. Писателя в «Записках покойника» окружает, обнимает и морочит нечистая сила: в назначенный момент уезжает из стены балкон, на месте фотографий оказываются окошки в никуда, за ними поблескивают странные зеркала, основатель Независимого театра Иван Васильевич (то есть Станиславский) выскакивает из подпола точно черт из табакерки, а в начале второго действия Максудов с удивлением обнаруживает себя лежащим в одной кровати с режиссером и автором «системы».

газета «Коммерсант»





В отличие от большинства режиссеров, пробовавших прежде инсценировать «Театральный роман», Женовач сумел ответить на основополагающий вопрос «Отчего покончил с собой Максудов?». Если следовать за сюжетом, то Булгаков дает ответы вроде бы совсем смехотворные. Оттого, что написал плохой роман? Оттого, что сочинил плохую пьесу? Ерунда, на деле у самоубийства Максудова совсем иная подоплека: стреляться можно и должно всякому из нас, потому что жизнь не имеет никакого смысла. Окружающая реальность в романах Булгакова всегда низка, подла и отдает мертвечиной, а право на жизнь дано его героям лишь до той поры, пока им снятся высокие сны, возносящие их над дольним миром. Так было в «Мастере и Маргарите», так было в «Беге» (пьеса в «восьми снах»), так выстроены и «Записки покойника».

интернет-издание «Colta.ru»





Театральная реальность оказалась слишком далека от идеальных представлений Булгакова о театре – и в «Записках покойника» превратилась в фантасмагорию, в «энциклопедию закулисного абсурда». В спектакле Женовача она решена как алогичное пространство снов, преимущественно кошмарных, и неподконтрольных фантазий именно молодого, неопытного автора.

Женовач отступает от привычной строгости: не боясь перебрать с остротой, он щедро добавляет в спектакль эксцентрики, продиктованной самим текстом. Не отменяя бережного отношения к автору, пускается иронизировать над избыточной актерской игрой.

журнал «Театрал»




Участник фестиваля «Сезон Станиславского», Москва