Симфония в трех движениях

Музыка: Игорь Стравинский
Хореография: Джордж Баланчин
Балетмейстер: Бен Хьюз
Художник по свету: Игорь Цинн
Музыкальный руководитель и дирижер: Валерий Платонов
Художественный руководитель проекта: Алексей Мирошниченко

Артисты: Инна Билаш, Никита Четвериков, Анна Терентьева, Александр Таранов, Евгения Четверикова, Денис Толмазов, Полина Булдакова, Елена Кобелева, Ольга Завгородняя, Наталья Макина, Анна Поистогова, Олег Куликов, Николай Ланцев, Роман Тарханов, Иван Ткаченко, Тарас Товстюк

Продолжительность 21 мин.

Джордж Баланчин однажды сказал: «Нет новых движений, есть новые комбинации». Он говорил о хореографии, но это выражение применимо к жизни вообще. Любая постановка – это новые комбинации.
Мы давно хотели, чтобы в репертуаре Пермского балета появился вечер на музыку Стравинского, ведь он сыграл ключевую роль не только в истории развития симфонической музыки, но и балетного искусства. Именно он определил всю музыку ХХ века и проложил путь в XXI век, а Джордж Баланчин – хореографию.

Алексей Мирошниченко


Баланчин говорил, что когда он уйдет из жизни, это уже будет не его хореография, не его балеты. Тем не менее, наша задача – максимально точно и близко к оригиналу сохранить его постановки. Это всегда очень непросто сделать, потому что многое зависит от того, с каким театром, в какой стране ты работаешь. К примеру, Пермский театр: здесь царит русский стиль танца. Если мы поедем в Данию, там все будет по-своему – по-датски. Техника исполнения очень сильно зависит от подготовки танцовщиков: стиль – это специфические положения рук и ног, корпуса, гибкость, артистизм; это всё прививается еще в колледже. Если у тебя другой взгляд, ты и разучиваешь новую хореографию под другим углом.
…Баланчин уехал из России, когда ему было двадцать с небольшим. Он же был практически совсем юнец. Но многие ошибочно полагают, что на протяжении всей жизни он так и остался русским. Я не помню дословной цитаты, но однажды он сам сказал, что Россия – это родина романтического балета, в то время как Америка – родина неоклассического балета.
…Основные понятия стиля Баланчина – музыкальность и скорость движений. Очень много счета. «Симфония в трех движениях» как раз построена исключительно на счете. Это самая сложная из его работ: сложные шаги соответствуют сложной музыке Стравинского. На каждый счет – определенный шаг.

Бен Хьюз


Главное у Баланчина – смесь строгой графичности и эмоционального напора, рожденного музыкой. «Покажите нахальство», – требовал хореограф от своих артистов. Пермская труппа, уже привыкшая к Баланчину (десять его балетов в афише – не шутка), словно знала об этой фразе мэтра и приняла ее близко к сердцу. Конечно, американское балетное «нахальство» – не совсем то, что наше. В Нью-Йорке оно разбавлено иной координацией тела и более острым чувством формы, проявляющимся везде – от безупречно работающих «стальных» стоп до отчетливой ломки вертикальной оси тела и математически выверенных посылов корпуса и рук, причем посыл идет не столько от музыкальной эмоции, сколько от ритма. В случае с часто синкопирующим Стравинским, когда думать о ритме исполнителю приходится каждую секунду, это еще более очевидно. Но в рамках стиля «русский Баланчин» пермяки научились считать на сцене. И станцевали премьеру с той мерой увлеченного интереса, которая обнимается словами американского репетитора в Перми Бена Хьюза: «Ты не можешь переучить артистов после того, как их столько лет учили по-другому. Но ты в состоянии показать им другой взгляд на хореографию и музыку».

газета «Новые Известия»


Построенное как исследование соперничества контрастирующих элементов, в том числе между ведущими инструментами оркестра – арфой и фортепиано, произведение вызывает страх и тревогу, как бурлящая лава в жерле вулкана, не видимая, но слышимая.
Что-то с кем-то происходит, и это воспринимается как близкое и родное и, вместе с тем, имеет привкус отчуждения. Есть в «Симфонии» и легкий намек на военные действия – строй мальчиков, строй девочек, равнение на середину, носок к носку, плечо к плечу. В этом спектакле Баланчин уделяет максимальное внимание ходьбе и движению шеренгой. Томные, словно на замедленной съемке снятые дуэты, чередуются дуэтами-перепалками – с элементом юмора, как у двух не теряющих дух солдат в окопе.

интернет-издание «Belcanto.ru»


На столичных подмостках «Симфония в трех движения» (1972) появится впервые. Балет Баланчина возник на следующий год после смерти Стравинского, хотя музыка была написана композитором под впечатлением от войны, в 1945 году. Но в одном из так называемых «черных балетов» Баланчина, для которых характерны танцуемая музыка, звучащий танец, темная леотарда (купальник) и чистый задник вместо декораций, нет напоминаний о войне, да и черный цвет здесь эпизодичен. Доминируют светлые тона. Возможно, это самый нежный из поздних балетов хореографа, в котором захватывающе передан контраст арфы и фортепиано. В центре трех движений, трех частей, а значит и темпоритмов, гипнотические дуэты, развивающие мотивы других шедевров, рожденных в союзе с музыкой Стравинского: в одном явственна перекличка с переплетением тел из «Рубинов», в другом – с разговором рук из «Концертного дуэта». Сегодня «Симфония» – это девятый по счету балет из баланчинской коллекции пермского театра и, безусловно, парадный портрет труппы в модернистском интерьере.

Варвара Вязовкина


Участник VIII Дягилевского фестиваля, Пермь

Спектакль «Симфония в трех движениях» показывается в рамках вечера «Век танца: Стравинский - Баланчин»

Также в программе:

Аполлон Мусагет

На музыку И.Стравинского
Балет в двух сценах

Продолжительность спектакля 33 минуты

Хореограф: Джордж Баланчин
Балетмейстер-постановщик: Бен Хьюз
Художник по свету: Игорь Цинн

Артисты: Никита Четвериков, Альбина Рангулова, Наталья де Фробервиль (Домрачева), Екатерина Мосиенко, Мария Богунова, Ксения Горобец, Яна Лобас

Рубины

На музыку И. Стравинского

Продолжительность спектакля 19 минут

Хореограф: Джордж Баланчин
Художник по костюмам: Барбара Каринска
Балетмейстер-постановщик: Пол Боуз
Художник-постановщик: Андрей Войтенко
Художник по свету: Игорь Цинн

Артисты: Наталья де Фробервиль (Домрачева), Руслан Савденов, Альбина Рангулова, Оксана Вотинова, Кристина Елыкова, Ольга Завгородняя, Евгения Крекер, Яна Лобас, Лариса Москаленко, Анна Терентьева, Евгения Четверикова, Кирилл Галимянов, Артем Мишаков, Роман Тарханов, Тарас Товстюк, Артем Абашев

Возрастная категория 12+



Век танца: Стравинский - Баланчин

Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2015г. - «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая мужская роль» (Никита Четвериков)
Возрастная категория 12+