Спектакль "Вятлаг" появился тогда, когда в стране начались судебные процессы по делу о массовых протестах на Болотной площади. Не связанный с сегодняшними реалиями напрямую, спектакль обращен к истории семидесятилетнй давности.

«Вятлаг» - это фрагмент дневника латышского крестьянина Артура Страдиньша, попавшего в лагерь в 1941 году за принадлежность к общественной организации, признанной советской властью контрреволюционной. Страдиньш просидел в лагере десять лет, потом отправился в ссылку в Красноярский край. В лагере он вел тайный дневник на папиросной бумаге – в спектакле Бориса Павловича озвучен один год этой летописи.

Спектакль лишен театрального антуража, все внимание сосредоточено на тексте: спокойный худой человек в очках зачитывает короткие записи на маленьких скрученных бумажках. На этих клочках бумаги целая жизнь с ее ровным однообразным течением: работа на лесопилке, лагерная больница, воровство в бараках, короткие разговоры с сокамерниками. Много, подробно про еду, про нормы выдачи хлеба. Спокойно – про смерти знакомых, родственников, соседей по нарам. Часто – про молодую жену, о судьбе которой в лагере не узнать. В записках Страдиньша, постепенно заполняющих письменный стол - тот образ мыслей и тот способ жить, который в значительной степени был уничтожен советской властью. Крестьянский хозяйственный ум Страдиньша, его тесная связь с землей, генетическая традиционность в соблюдении национальных традиций, память о народных праздниках - все это оставалось живо и в лагере, питало, давало силы.

Скромной документальности «Вятлага" не свойственны обобщения, спектакль не стремится напугать, поразить умы масштабами репрессий, ужасающей статистикой расстрелов или арестов. Катастрофа, случившаяся со страной, с народами пропущена здесь сквозь призму частной истории обычного, неизвестного человека. Насилие системы, по "Вятлагу", не только в физическом уничтожении, но еще и в тотальной несвободе, в бессмысленном лагерном быте с его однообразностью, убогостью, бесцельностью и униженностью человека. "Вятлаг" - о глобальном эксперименте по переделке человечества, случившемся в двадцатом веке, последствия которого мир ощущает и по сей день.

Анна Банасюкевич


Борис Павлович рассказывает историю о том, как наша страна ежедневно убивала без разбора, беспричинно, бессмысленно и очень просто самых обычных людей. Выхватывала их из размеренного бытового уклада и перемалывала в лагерной мясорубке. Наш великий народ, победивший в страшной войне, с трудом выживал в ГУЛАГе в мирное время. Здесь люди научились терять и даже – привыкли. Здесь пили "за разоренный дом", "за то, что Бог не спас". Здесь воровали, стучали, чтобы выжить и все равно помирали - в общей яме, без имени.

Наталья Пивоварова



Артур Страдиньш

Вятлаг

Театр.doc, Москва и Драматическая лаборатория Б. Павловича, Киров
Участник программы «Russian Case» Фестиваля 2015 года


Режиссер: Борис Павлович


Возрастная категория 16+