Пьеса финского драматурга Юхи Йокелы написана в жанре диспута: тема фундаментализма и религиозной нетерпимости становится основой для разговора об ответственности за идею, о праве на проповедничество в самом широком смысле этого слова.

В основе сюжета полемика Маркуса и Хейди: либерального пастора, ратующего за обновление церкви, и ярой сектантки. Когда-то Маркус обидел юную Хейди, теперь она явилась к нему как воплощение старой вины. Разум и гуманизм - на стороне просвещенного пастора, но его победа приводит к очередной катастрофе. Вырвав Хейди из сектантского мракобесия, он оставляет ее наедине с собой, лицом к лицу с полным противоречий миром.

Минималистичный спектакль Леры Сурковой, сосредоточенный на подробной игре двух актеров, рассуждает о гранях фундаментализма, порой принимающего цивилизованные, даже прогрессивные формы, о насилии любого мессианства, об ответственности за благие намерения.

Анна Банасюкевич


«Двое артистов – Валентин Самохин и Елена Нестерова – точнейшим образом разыгрывают сложный диалог экс-священника и его бывшей прихожанки, ударившейся в сектантство. Речь в “Фундаменталистах”, сразу и сильно захвативших публику своим саспенсом, о соперничестве духовном и о мере ригоризма, живущей в каждом из героев, вне зависимости от убеждений: в нем, подходящем к религии с точки зрения научного рацио, и в ней как в истовой фанатичке. Пьеса, и вслед за ней осмысленная и точная режиссура Сурковой, захватив своей острой темпераментностью, двигают зрителя вперед по закоулкам интеллектуального диспута, превращающегося в драматичную историю о потерянных чувствах, об ответственности за сказанное и сделанное. В принципе, нашему зрительскому сообществу скорее чужда привычка следить за изысками дискуссии о Священном писании, как и вообще за приключениями идей на сцене. "Фундаменталисты” – счастливое исключение, помогающее публике обретать свободу и счастливое понимание того, что с тобой разговаривают серьезно и увлекательно на тему, теперь уже актуальную и для российского общества. »

Газета «Экран и сцена»


«Когда актер поднялся на некое подобие кафедры и стал произносить речь, две зрительницы решили, что попали на собрание некоей религиозной секты под видом спектакля, повозмущались и ушли требовать обратно деньги за билеты. Велика сила искусства! Нам предлагают задуматься над теми сторонами религиозной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения самих верующих. Для большинства из них все вопросы и проблемы как будто уже решены, осталось только поститься, молиться, воцерковляться. Но зачем? Что это даст лично мне, как изменит мою жизнь? Насколько это станет частью моей личности, а насколько — маской, ролевой игрой? И что вообще я называю верой в Бога — может быть, неуверенность в себе самом? А может быть, абстрактную ментальную конструкцию? Очень уместные вопросы во времена, когда мы все чаще слышим про «защиту ценностей» и «оскорбление чувств», и все реже — про Бога и человека.»

Интернет-издание «Gazeta.ru»


«В России ничего подобного, казалось, быть не может – чтобы со сцены в зал неистовые монологи метал священник-бунтарь, разоблачая клерикализм и утверждая подлинную религиозность. Бунтующий священник убеждает словом истины и страстностью своего отказа от догматики, но проигрывает не менее свирепую любовную схватку, так и не научившись быть добрым пастырем вне церковной кафедры»

Павел Руднев



Юха Йокела

Фундаменталисты

Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва
Участник программы «Russian Case» Фестиваля 2015 года

Режиссер: Лера Суркова
Художник: Екатерина Джагарова


Возрастная категория 18+