Театральная компания ЗМ

Пьяные

Московский художественный театр им. А.П.Чехова и Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва
Участник программы «Russian Case» Фестиваля 2015 года

Режиссер: Виктор Рыжаков, Олег Глушков

Художник: Мария Трегубова, Алексей Трегубов




Возрастная категория 18+

Спектакль Виктора Рыжакова по пьесе ведущего российского драматурга Ивана Вырыпаева разворачивается в неустойчивом пространстве кренящегося в разные стороны прямоугольного подиума. Жанровая природа «Пьяных» балансирует на грани концерта и фарса.
Виктор Рыжаков не раз ставил пьесы Вырыпаева: спектакли «Кислород» и «Бытие номер два» в свое время стали манифестом нового российского театра, а «Июль», сфокусированный на ритмике и поэтике текста, исследовал новую сюжетность, лежащую в области драматургической конструкции и языка.
«Пьяные», возможно, самая «театральная» постановка Рыжакова по Вырыпаеву; этот спектакль – прежде всего, пример редкой актерской ансамблевости в театре.
Иван Вырыпаев, нередко прячущий философские размышления под маской традиционного сюжета, написал пьесу-эссе: многочисленные герои ссорятся, мирятся, выясняют отношения, влюбляются, женятся и разводятся, и постоянно философствуют. Их утрированную склонность к поискам смысла жизни автор оправдывает ироничным ходом – все просто отчаянно пьяны. Впрочем, как у Омара Хаяма, чьи стихи стали эпиграфом к пьесе, пьянство здесь, скорее, состояние души, нежели физиологический факт.
Спектакль Рыжакова осознанно ведется на мнимую сюжетность пьесы и, театрализуя интеллектуальные игры Вырыпаева, заставляет своих героев погрузиться в бесконечную череду мнимых прозрений.

Анна Банасюкевич





Новая пьеса Вырыпаева была создана по заказу дюссельдорфского Schauspielhaus, стараниями интенданта Штефана Шмидтке превратившегося в последние годы в одно из главных европейских представительств русского театра: через два года после громкой премьеры «Процесса» Андрея Могучего Шмидтке вновь сделал ставку на русских, пригласив поставить «Пьяных» Виктора Рыжакова, супружескую чету сценографов Трегубовых, хореографа Олега Глушкова и композитора Александра Маноцкова. В московской реинкарнации «Пьяных» явственно слышен отзвук той легко дающейся немецким артистам яростной кабаретности, в расчете на которую сочинял свой спектакль режиссер: манера Виктора Рыжакова чем-то напоминает постановки Алис Зандвик, у которой гротеск сочетается с реалистически подробными психологическими деталями актерского существования. Так и в «Пьяных»: люди с выбеленными лицами, клоунскими шариками на носу и пышными рыжими париками предельно конкретны в своем способе поведения и «говорения» — на этом парадоксе строятся самые удачные попадания Рыжакова в жанр, вроде сцены в вегетарианском ресторане, куда посреди ночи вваливается компания подвыпивших молодых людей.


Интернет издание Colta.ru




«Пьяные» снимают шоры с глаз, заставляют чувствовать мир по-новому. Ритмизированные диалоги и совершенство формы доносят простые идеи приятия жизни, освобождающие от комплекса вины, отчего спектакль производит волшебное психотерапевтическое воздействие. Зрители вместе с актерами слушают «шепот Господа в нашем сердце», возвращают контакт с реальностью и учатся отдавать себя до конца. Жаль только, волшебный эффект, схожий с воздействием алкоголя, почти полностью испаряется на следующий день.

«Новая газета»