Спектакль «Черноликие» – о страшной, разрушающей силе невежества в религии. О том, что человеколюбие, искренняя вера в высшие силы и религия могут быть разными, непересекающимися понятиями. Что религия – это не просто умение произносить слово «Аллах», ставить свечку и выполнять обряды, а в первую очередь – доктрина, которая всегда должна вставать на защиту человеческой личности, даже если ей приходится входить в конфликт с социумом. Самое страшное – когда религия становится орудием для управления невежественной массой народа.
Больше двух лет назад, когда мы начинали репетировать этот спектакль, ничто не предвещало страшных событий, потрясших весь мир, но, по-видимому, в воздухе уже витало нечто, подталкивающее к необходимости создания «Черноликих».

Айрат Абушахманов


В «Черноликих» режиссер отчетливо и смело выразил свою гражданскую позицию, встав на защиту человека, его неприкосновенности при любом общественном строе. Он жестко, беспощадно обличил религиозных догматиков, показав весь ужас темных народных предрассудков и суеверий, он также выступил против любого культа: религиозного, общественного, личности.

Блог «Start-std»


Повесть башкирского классика Мажита Гафури написана в тридцатые годы прошлого века как рассказ о предрассудках прошлой, дореволюционной жизни, в которой мертвые традиции ломают счастье и саму жизнь юной пары сельских влюбленных – Галимы и Закира. Современный театр и молодой режиссер Айрат Абушахманов (несколько лет назад он уже был номинантом «Маски» за спектакль Башкирской драмы «Пролетая над гнездом кукушки») играют прежде всего ставшую вдруг необыкновенно актуальной в наши дни историю нетерпимости: религиозной, клановой, бытовой. Играют с болью и отчаянием, страстью и нежностью.
История эта во многом вневременная и универсальная, так что, вспоминая великий грузинский фильм Тенгиза Абуладзе, «Черноликих» можно назвать башкирским «Древом желания». Но именно башкирским: сам строй жизни народа, система ценностей (и предрассудков), вера и традиции, музыка и танец, башкирский дом и башкирский костюм становятся органичной составляющей разговора на вечную тему, где именно из вечности извлекается злободневность, а очень современные театральный язык и сама форма (зритель внутри игрового пространства) совершенно не рвут связи с традициями башкирской сцены.
Завораживают редкая красота всех визуальных составляющих спектакля (Альберт Нестеров номинирован на «Маску» не только как сценограф, но и как художник по костюмам), драматическое, вокальное и пластическое мастерство актеров всех поколений очень сильной башкирской труппы, вдохновенный лиризм и трагический темперамент номинантки «Маски» Гульнары Казакбаевой в роли Галимы. Вечная история, звучащая необыкновенно живо и понятная без перевода.

Владимир Спешков

Участник Международного театрального фестиваля тюркских народов «Навруз» в Казани 2015 г.

Черноликие

Башкирский театр драмы им. М. Гафури, Уфа
Премия «Золотая Маска» 2016г. - «Лучшая работа художника по костюмам»
Номинации на Премию - «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль» (Гульнара Казакбаева)

по Мажиту Гафури

Инсценировка: Шаура Гильманова, Айрат Абушахманов
Режиссер: Айрат Абушахманов
Художник: Альберт Нестеров
Композитор: Ильшат Яхин
Пластика: Ринат Абушахманов, Сулпан Аскарова
Художник по свету: Ильшат Саяхов
Консультант по народным обрядам и традициям: Асия Гайнуллина
Хормейстер: Алсу Хасбиуллина

Артисты: Гульнара Казакбаева-Аитбаева, Артур Кабиров, Лилия Галина, Ахат Хусаинов, Ильсияр Газетдинова, Гульнара Амирова, Ирек Булатов, Танзиля Хисамова, Хурматулла Утяшев, Рауис Загитов, Юнир Куланбаев, Ринат Баймурзин

Продолжительность 1 ч. 40 мин.


Возрастная категория 16+