Для меня эта работа – огромная честь и большая ответственность. Когда поступило предложение от Большого театра, я перелистал и пересмотрел множество балетов разных эпох – признаюсь, до этого не особо интересовался балетным жанром. Мне надо было понять, как писать музыку, исполнимую физически. Многое решалось с хореографом, менялись порядок и длительность номеров.
Вокальное начало, которое я впитал еще с детства, пока учился в Петербургском Хоровом училище, невольно отражается в моем музыкальном языке. Для меня голос – самый совершенный инструмент, который помогает и в оркестровом мышлении. Вокальный элемент в балете связан с определенной художественной задачей, оправдан и с точки зрения колорита, и драматургически.
«Герой нашего времени» – по сути это три фантазии, три одноактных балета. Можно было бы написать отдельный балет «Княжна Мери» и развернуть его на два, три акта – материала более чем достаточно. Как и в «Бэле», которую «хватило» на целую оперу. Но мы хотели представить три полотна, объединенные единой темой: темой героя нашего времени как такового, его отношениями с миром. Мы достаточно подробно раскрыли и много других персонажей – Бэлу, Веру, Княжну. В основном нас интересовали женские образы, чьи судьбы ломаются, проходя через судьбу Печорина. В нем есть какая-то разрушительная душевная призма, которая преломляет и губит всех, кто рядом с ним. И в эпилоге он остается сам с собой, наедине с собой, влюбленный только в себя.
Мне интересно запечатлеть в музыке те образы и мысли, которые не теряют актуальности во времени, либо являются в какой-то мере «слепком» времени. Я считаю, что художник как со-временник должен оставить после себя отпечаток своей эпохи.
«Герой нашего времени» – очень актуальная вещь… он со-временен со времен написания, потому он и заставляет сопереживать.

Илья Демуцкий


Сначала, перечитав книгу, я подумал, что это – совершенно небалетная история. Но чем больше в нее вникаешь, тем больше находишь векторов отношений, совершенно противоположных. Этим «Герой нашего времени» и притягивает.
Балет – это не пересказ сюжета, его цель не в этом. Надо делать ощущения каждого эпизода, или каждого вектора: эмоционального, бытового, исторического.
Печорин – такой образ, который популярен в любое время. Он человек неординарный, умнейший, интеллигентный, но при этом со своими отрицательными сторонами. Между ним и остальными – обрыв. Печорин презирает общество, но благодаря этому само общество смотрит на него как на необыкновенного человека, в него влюбляются женщины, им восхищаются мужчины. Негатив всегда любят больше, чем позитив. В моем понимании это и есть герой нашего времени.
Но в спектакле я не хотел выделять никого из персонажей, я даже не хотел, чтобы Печорин был в центре, а все вертелось вокруг него. Нет, я хотел, чтобы у нас были хореографические картины, отражающие поток жизни, который безостановочно движется перед глазами.
Хочется, чтобы сцены не были похожи друг на друга. Нужно найти свой язык для Веры, для Грушницкого, Печорина. Мне кажется, это очень важно.
Музыка Ильи Демуцкого – редкая в современном мире по симфонизму. Среди того минимализма, что существует на данный момент, вдруг – музыка с традициями русской культуры. И именно она держит форму спектакля.

Юрий Посохов

«Герой нашего времени» – потрясающая по мастерству и глубине литература, и, честно говоря, я удивлен, почему никто до сих пор не предложил воплотить ее в балете.
Мы сразу договорились не пересказывать известный всем со школы сюжет: мы пытаемся передать ландшафт чувств и страстей – ведь это глубоко поэтический текст, хоть и проза. Музыка должна вызывать ассоциации с лермонтовской повестью, но при этом не быть иллюстративной.
Собственно, у нас три одноактных балета – лермонтовские новеллы очень для этого подходят. Начинается с «Бэлы», потом «Тамань» и «Княжна Мери». Балеты сильно отличаются по стилю и по музыке, и в каждом свой Печорин. В партитуре каждому из них соответствует свой музыкальный инструмент, каждый балет начинается с соло этого музыкального инструмента и с соло Печорина – то есть с его монолога. Есть и вокальные соло. Словом, это не балет в чистом виде и не опера, это – спектакль.

Кирилл Серебренников



Илья Демуцкий

Герой нашего времени

Большой театр, Москва
Премии «Золотая Маска» 2016г. - «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре», «Лучшая работа композитора»
Номинации на Премию - «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа хореографа», «Лучшая женская роль» (Ольга Смирнова, Екатерина Шипулина), «Лучшая мужская роль» (Владислав Лантратов, Вячеслав Лопатин, Денис Савин)

балет в 2-х действиях

Хореограф: Юрий Посохов
Режиссер, сценограф и автор либретто: Кирилл Серебренников
Художник по свету и видеопроекции: Саймон Донжер
Художники по костюмам: Елена Зайцева, Кирилл Серебренников
Дирижер: Антон Гришанин

Артисты: Михаил Лобухин, Ольга Смирнова, Владислав Лантратов, Мария Александрова, Вячеслав Лопатин, Анастасия Сташкевич, Дарья Бочкова, Артемий Беляков, Игорь Цвирко, Артем Овчаренко, Екатерина Шипулина, Руслан Скворцов, Светлана Захарова, Кристина Кретова, Денис Савин

Продолжительность 2 ч. 45 мин.


Возрастная категория 16+