Театральная компания ЗМ

Молодая гвардия

Театр «Мастерская», Санкт-Петербург
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2017г. – «Лучший спектакль эксперименте», «Лучшая мужская роль второго плана» (Максим Фомин)
история мифа в 3-х частях

Режиссеры: Максим Диденко, Дмитрий Егоров
Художник: Евгений Лемешонок
Режиссер мультимедиа: Наталья Наумова
Композитор: Иван Кушнир
Звуковое оформление: Дмитрий Бачинский
Художник по свету: Дмитрий Албул

Артисты: Максим Фомин, Рикардо Марин, Алена Артемова, Ольга Афанасьева, Марина Даминева, Софья Карабулина, Вера Латышева, Арина Лыкова, Ксения Морозова, Мария Мясникова, Мария Срогович, Наталья Шулина, Андрей Аладьин, Георгий Воронин, Иван Григорьев, Константин Гришанов, Андрей Емельянов, Федор Климов, Игорь Клычков, Антон Момот

Продолжительность 4 ч.
Возрастная категория 18+
Сегодня часто оперируют понятиями «фашисты», «террористы». Интересно, что эти же понятия фигурировали и в советской пропаганде, и в немецкой. Кто герой? Кто предатель? Пропагандистская машина перемалывает человеческую жизнь, подтасовывая факты и деформируя реальность в нужную сторону. Хочется думать своей головой, конечно, не поддаваться. И зрителя мы к этому хотим привести. Все мы, так или иначе, жертвы мифа. К какой-то абсолютно реальной ситуации нам притронуться невозможно. Поэтому нам при работе над спектаклем хотелось понять, еще и почему, зачем рождаются мифы. Тогда в 1943–1944 годах было важно найти какие-то примеры для подражания, сплотить людей вокруг какой-то идеи, идеалов на борьбу с фашизмом. Нужно было как-то оправдать и гибель детей для их родителей: что они настоящие герои. Для Краснодона это ведь была страшная трагедия. Когда Герасимов снимал фильм и актеров повезли на сцену казни, там собрались все родители, все жители Краснодона. И стоял стон. Они как будто еще раз пережили весь этот ужас. Экзекуция была чудовищной. Измывательской. А дальше… Правда ведь никого не интересует. Она недостаточно годится для пропаганды. Она отсекает все лишнее, эмоции, детали, не вписывающиеся в общую, заданную канву. И любая идеология не допускает, чтобы внутри мифа было что-то, что противоречит этой идеологии.
Максим Диденко, интервью интернет-изданию «mr7.ru»
«Молодая гвардия» – это настоящий театр-экспедиция, театр-путешествие. Тот случай, когда внушительная продолжительность спектакля становится одним из эстетических измерений: четыре часа, проведенные в зале, ощущаются как насыщенное приключение, как приобретение собственного исследовательского опыта. Режиссеры спектакля придумали действенную, логичную структуру: каждая из трех частей спектакля устанавливает новые отношения с романом Фадеева. Первый акт («Миф»), срежиссированный Максимом Диденко, реконструирует эстетику эпохи, породившей этот текст. Второй акт («Документ»), в постановке Дмитрия Егорова, основанный на архивной работе, на изучении документальных источников, «оживляет» романных героев, переводя их из плоскости литературы в плоскость истории. Третья, самая короткая, часть («Жизнь») спектакля изучает дистанцию между нами сегодняшними и событиями тех лет. Спектакль, формулирующий себя в подзаголовке как «история мифа», изучает «Молодую гвардию» многогранно: как факт истории, как факт искусства, как факт политики.
интернет-издание «Театрал-online»
Руководитель «Мастерской» Григорий Козлов предложил двум своим ученикам, известным молодым режиссерам – Максиму Диденко и Дмитрию Егорову – сделать вольные авторские сочинения на темы романа Александра Фадеева «Молодая гвардия». Самые разные смысловые векторы вдруг сошлись в одной точке: юбилей Победы, близкий «Мастерской» по работе над Шолоховым донецкий регион, новая война, заполыхавшая в этих краях. Часть спектакля, созданная Диденко, называется «Миф», в основном отталкивается от музыкального материала оперы Юлия Мейтуса «Молодая гвардия» и представляет собой синтетический театр, объединяющий драматическую игру, танец, пантомиму и вокал. Вместе с предшествующими «Конармией» и «Землей», схожими по тематике и театральной лексике, эта работа составила в творчестве Диденко своеобразную трилогию. Раздел Дмитрия Егорова называется «Документ» и решен более сдержанными, но не менее сильными театральными средствами. В основе – письма, дневниковые записи молодогвардейцев, материалы послевоенных разбирательств. Отдельное место в спектакле занимает неоднозначный и трагический образ писателя Фадеева в ярком исполнении Максима Фомина.

Андрей Пронин





На странице использованы фотографии Дарьи Пичугиной и Николая Казакова