|
Трудно вообразить хореографию более классицистскую, чем у 83-летнего патриарха Ханса ван Манена, нашедшего свой стиль еще полвека назад и остающегося верным стерильному минимализму. Поборник чистоты линий, он отобрал из академического арсенала не более трети движений, убрал из классического танца сентиментальность, каким-то чудом сохранил его тайную эротичность и до сих пор ставит по балету в сезон, оставаясь желанным и актуальным автором.
газета «Коммерсант»
|
Пять пар в трико: мужчинам определены темно-зеленые цвета, женщинам – бордовые. Мужчины кладут руки на плечи своим партнершам, те, чуть вздрогнув, аккуратно сбрасывают их. Так начинаются «Вариации на тему Франка Бриджа»: и в костюмах, и в движении – нелюбовь к громкости, нелюбовь к скандалу. Самая напряженная история (а в бессюжетных вроде бы балетах ван Манена практически всегда есть конфликт между женщиной и мужчиной) рассказывается очень сдержанным языком.
Бенджамин Бриттен написал «Вариации на тему Франка Бриджа» в 24 года – это была первая прославившая его работа и оммаж его дорогому учителю. «Вариации» состоят из десяти частей и включают в себя все возможные в человеческой жизни оттенки эмоций – от венского вальса до похоронного марша. Ханс ван Манен следует коллекционерской логике Бриттена и говорит о том же: в жизни случается все – флирт и война, юношеское любовное головокружение (пунктуально выписанные вращения солиста) и мрачный марш, где теряется всякая индивидуальность, и все артисты так меряют сцену шагами, будто им еще двадцать километров двигаться до передовой. Но вот что важно: при значительных различиях музыкальных фрагментов различия в движениях почти стерты. Юный Бриттен полагал, что счастье от несчастья в жизни достаточно далеки; отсчитывавший в год сочинения балета восьмой десяток ван Манен знал – и сейчас знает, – что все рядом. Поэтому – вглядывайся, вглядывайся, вглядывайся в то, что есть. Не бойся останавливать взгляд на мускульном рельефе танцовщиков (трико специально подчеркивают перелив каждой мышцы), насыщай не слишком-то скрытой эротикой каждое па – завтра может грянуть марш, завтра уже ничего не будет.
журнал «Театр», блог
| |
Живой классик европейской хореографии Ханс ван Манен сочинял этот балет на музыку Бриттена, написавшего «Вариации» как переработку музыки своего учителя Франка Бриджа («Идиллия для струнного квартета»). Мировая премьера балета состоялась в 2005 году, а в прошлом сезоне Большой театр пригласил 87-летнего мэтра перенести «Вариации» в Москву. Кстати, балет посвящен Полу Лайтфуту и Соль Леон, «соседям» ван Манена по вечеру современной европейской хореографии в Большом театре.
В спектакле много театрального света, облегающего танцующие фигуры, как вторая кожа, и совсем нет декораций. На пустой сцене – два ведущих дуэта в разноцветных обтягивающих трико и окружение из шести человек. «Я никогда не ставлю балеты про конкретную историю», говорит Ханс ван Манен, «в моих балетах люди всегда смотрят друг на друга и в направлении человека». Девять из одиннадцати вариаций вдохновили хореографа на парад фрагментов (длительностью от одной до семи минут) разных жанров:. то марш, то романс, то итальянская ария или венский вальс. Бриттен не ограничивал себя одной манерой: включая в музыку испанские мотивы, отклики на бельканто воспоминания о Малере и Бахе. У ван Манена это разнообразие сдобрено взрывами танцевальных настроений: они меняются ежесекундно в «босоногом», бессюжетном, неоклассическом танце. Только что было серьезно, а теперь – пародийно. Была идиллия, стала тревога. Началось со строгой простоты линий, закончилось важностью телесных контактов. Балет ван Манена – отношения мужчины и женщины во всем спектре возможностей. Но главная героиня – музыка.
Майя Крылова
Спектакль «Вариации на тему Франка Бриджа» будет показан в один вечер с балетом «Симфония псалмов»
На странице использованы фотографии Елены Фетисовой и Михаила Логвинова.
Вариации на тему Франка Бриджа
Большой театр, Москва
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2017г. – «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая женская роль» (Екатерина Шипулина), «Лучшая мужская роль» (Денис Родькин)
балет в одном действии на музыку Бенджамина Бриттена
Хореограф: Ханс ван Манен
Сценограф и художник по костюмам: Кесо Деккер
Художник по свету: Берт Далхейзен
Дирижер: Павел Клиничев
Артисты: Екатерина Шипулина, Денис Родькин, Анастасия Денисова, Артур Мкртчян, Ангелина Карпова, Клим Ефимов, Ана Туразашвили, Дмитрий Ефремов,
Эльвина Ибраимова, Иван Алексеев
Продолжительность 27 мин. Возрастная категория 12+
|