Театральная компания ЗМ

Человек, который принял жену за шляпу

Театр им. Вл. Маяковского, Москва
Спектакль вошел в Long List Премии «Золотая Маска» 2018 года.
Участник программы «Russian Case» Фестиваля 2017 года
По Оливеру Саксу
встречи с замечательными людьми

Перевод: Григорий Хасин, Юлия Численко

Режиссер: Никита Кобелев
Художник по костюмам: Марина Бусыгина
Видеохудожник: Елизавета Кешишева
Хореограф: Александр Андрияшкин
Художник по свету: Андрей Абрамов

Артисты: Юлия Силаева, Александра Ровенских, Наталья Палагушкина, Павел Пархоменко, Нина Щеголева, Роман Фомин, Анастасия Цветанович, Ольга Ергина, Алексей Золотовицкий

Продолжительность 2 ч. 10 мин.
Возрастная категория 18+
Спектакль Никиты Кобелева в Филиале Театра им. Маяковского является частью проекта Студии-Off, объявленного территорией эксперимента и коллективного творчества. Воплощая этот сюжет, ставший основой оперы Майкла Наймана и спектакля Питера Брука, создателям московской версии действительно пришлось заняться совместным сочинительством и исследованием. Рассказывая истории персонажей, одержимых диковинными психическими недугами, актеры сочетают почти натуралистические приемы с романтической возвышенностью. «Что касается болезни, очень хотелось бы знать, можем ли мы обойтись без нее?» - такой вопрос вслед за Ницше задает нам режиссер. Живой звук экзотических инструментов (Андрей Аброскин), видео Елизаветы Кешишевой, виртуозно придуманный для каждого из персонажей хореографический рисунок (Александр Андрияшкин) позволяют насытить все истории символическим игровым содержанием. Среди разных случаев, о которых рассказывается в книге Оливера Сакса, в спектакле выделяются те, что связаны с памятью и забвением. Не случайно он завершается историей «Заблудившегося морехода», чья травмированная память упорно обращает его к прошлому, не позволяя видеть настоящее.
Алена Карась
Книга американского врача-нейропсихолога Оливера Сакса «Человек, который принял жену за шляпу» в свое время буквально потрясла мир, а после перевода на русский язык – и многих прочитавших ее в России. Не только практиковавший врач, но и популяризатор медицины Сакс собрал в этой книге истории из своей практики – разнообразные случаи тяжелых неврологических расстройств, соединившиеся в своего рода энциклопедию заболеваний. Можно было бы сказать, что это спектакль-концерт – если бы такое определение не настраивало на некоторое легкомыслие зрительского восприятия. Но легкомыслию здесь вроде бы не место: речь идет о вещах невеселых. Спектакль Никиты Кобелева можно легко вписать в ряд социальных проектов, которые в последние сезоны появились на многих московских сценах – театр наконец-то перестал бояться заглядывать в те области реальной жизни, которые раньше считались чуждыми высокому искусству. Послевкусием от спектакля остается главная гуманистическая мысль Оливера Сакса – с одной стороны, неврологические недуги лишают больных обывательского счастья, но с другой – выделяют в них какой-то один, их собственный, уникальный коридор способностей и возможностей. Возможно, приносят им их собственное, уникальное, непознаваемое другими людьми счастье. Вот ведь и страсть к театру тоже может быть именно так объяснена.
газета «Коммерсант»
На странице использованы фотографии Сергея Петрова