Театральная компания ЗМ
Мечислав (Моисей) Вайнберг

Пассажирка

Театр оперы и балета, Екатеринбург
Премии «Золотая Маска» 2018 г. – «Лучшая работа дирижера», «Лучшая женская роль» (Надежда Бабинцева) Номинации на Премию «Золотая Маска» 2018 г. – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа режиссера»
опера в 2-х действиях с эпилогом

Либретто: Александр Медведев по повести Зофьи Посмыш
Дирижер­-постановщик: Оливер фон Дохнаньи
Режиссер­-постановщик, сценограф и художник по свету: Тадеуш Штрассбергер
Художник по костюмам: Вита Цыкун
Хормейстер-­постановщик: Анжелика Грозина
Балетмейстер­-постановщик: Надежда Малыгина

Артисты: Наталья Карлова, Дмитрий Стародубов, Надежда Бабинцева, Евгений Крюков, Ольга Тенякова, Надежда Шляпникова, Ирина Куликовская, Татьяна Никанорова, Александра Куликова, Олеся Степанова, Любовь Шевченко, Алексей Семенищев, Владислав Трошин, Кирилл Матвеев, Александр Колесников, Евгения Примакова, Ольга Бельтюкова, Сергей Левин

Артисты хора, детского хора, балета и миманса театра

Продолжительность 2 ч. 50 мин.
Возрастная категория 16+
Музыка «Пассажирки» потрясает своей драматичностью. Она очень образная, легко запоминается, в ней нет ни одного пустого места. Каждая музыкальная фраза здесь прожита и продумана, выражена страстно и правдиво. Вайнберг и раньше писал произведения на военную тематику, но в творческом развитии композитора «Пассажирка», несомненно, стала вершиной. В плане исполнения для музыкантов оркестра это очень непростое произведение, со сложным ритмическим рисунком, стремительными динамическими сломами и выразительной мелодикой. Перед музыкантами я ставил задачу плавно переключаться от сильнейшего звукового напряжения и невероятной интенсивности к камерности, интимности звучания. Я стараюсь максимально точно расставить акценты, раскрыть заложенные в произведении смыслы.
Оливер фон Дохнаньи
Холокост не наступает внезапно. Никто не проснется поутру и не скажет: «А давайте­ка сегодня устроим холокост!» Сначала мы фанатично одержимы борьбой за идеалы справедливости, а потом, по каким­то причинам, наши благие намерения вдруг оборачиваются чем­то невыносимым. Мы вместе с артистами пытаемся разобраться в происхождении зла: как оно зарождается, каким образом приводит через цепочку событий и связей к таким глобальным последствиям? Как крупинки зла, множась многократно, становятся глыбой, катастрофой? Сейчас я замечаю, что в мире происходит нечто подобное. Благополучие, в котором мы все пребывали несколько десятилетий, закончилось, и наше безучастие может иметь необратимые для будущего мира последствия. Мы делаем спектакль об ответственности перед миром каждого из нас. Важно, чтобы люди задумались об этом, чтобы трагедия никогда не повторилась.
Тадеуш Штрассбергер
Как только люди впускают в свое сознание мысль о превосходстве над другими, мы вновь рискуем оказаться на пороге Освенцима. Ведь что в действительности там происходило? Одни люди целиком снимали с других все знаки отличия, стирали их персональные характеристики, их индивидуальность. Это было тогда, и сейчас это вновь происходит с нами – очень важно, чтобы у людей открылись на это глаза. Моя личная миссия – передать индивидуальность каждого персонажа, каждого участника этой истории, показать, что люди не могут превратиться в стадо. Мы индивидуумы, каждый из нас по-своему уникален, и неважно, откуда мы родом. Для меня, как художника и человека, это самое важное.

Вита Цыкун

Премьера оперы Мечислава Вайнберга «Пассажирка» прошла в Екатеринбурге под титулом «первая постановка в России». Четыре десятка лет спустя после написания оперы – казалось бы, много. С другой стороны, обращение к теме фашизма затрагивает незажившие раны, ведь живы еще узники концлагерей. Это и определенный акт мужества: авторы спектакля так или иначе погружают нас в кошмар совсем недавнего прошлого. Что чувствовали они, посетив Освенцим, изучая документы и предметы, встречаясь с живыми хранителями страшных свидетельств? Как сделать не поверхностный и жалостливый спектакль, после которого зритель смахнет слезу и подумает: «Какое счастье, что все это позади», но постановку, которая заставит посмотреть прямо в глаза настоящему и задуматься: «А не повторится ли это вновь?» Так же как смотрят друг другу в глаза бывшие (впрочем, бывшие ли они?) узница и надзирательница Освенцима в финале спектакля. В их глазах – вопросы, которые ставит и рассказ Зофьи Посмыш, и опера Мечислава Вайнберга, и постановка Тадеуша Штрассбергера: как жить с этим прошлым, как не забыть, но и как найти силы простить – ведь умножение ненависти способно породить только зло.

Марина Гайкович

На странице использованы фотографии Сергея Гутника