2 марта 15.00
МЕЖДУ КЛАССОМ И СЦЕНОЙ. ВОЗМОЖНОСТЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ «ШКОЛЫ» В СОВРЕМЕННОМ ТЕАТРЕ
в рамках Внеконкурсной программы «Маска Плюс»

Участвуют: Николай Русский (режиссер), Алексей Забегин (режиссер), Семен Серзин (режиссер), Анна Донченко (актриса), Оксана Кушляева, Оксана Ефременко, Екатерина Рябова (критики, кураторы программы «Маска Плюс»–2018)

Ведет: Кристина Матвиенко

Программа «Маски Плюс» 2018 года включает целых три спектакля учеников Вениамина Фильштинского. Это явление задало сюжет для первой дискуссии цикла Академических разговоров Института театра, совместно с участниками программы «Маска Плюс». Как в режиссерской практике соединяется «школьные» представления о профессии с реальностью современного репертуарного театра? И как случается, что ученики одного мастера формируют тренд в театральном процессе? Это эффект творческого метода или результат объединенных усилий? Есть ли продолжение «школе» в жестких условиях репертуарного театра, с его ограничениями и фобиями? Можно ли считать «школу» утопией современного театра? Есть ли свобода от школы в процессе обучения? Становится ли школа особым мировоззрением?
Мы предлагаем обсудить вопросы театральных школ с представителями некоторых из них.

4 марта, 14.00
БЕЗ МАНИФЕСТОВ? ВОЗМОЖНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ В СОВРЕМЕННОМ ТЕАТРЕ
в рамках Внеконкурсной программы «Маска Плюс»

Участвуют: Инна Яркова (Творческая лаборатория «Угол», Казань), Наталия Санникова (Театральная платформа Ельцин центра, Екатеринбург), Снежана Лобастова (Драматический театр, Шарыпово), Оксана Ефременко (театр «Старый дом», Новосибирск), Петр Незлученко, Наталия Мозжакова (Театр драмы им. А.П. Чехова, Серов), Олег Лоевский (критик, куратор), Павел Руднев (критик, куратор).

Ведет: Кристина Матвиенко

Организация российского театра, как государственного, так и независимого, почти без исключений предполагает фигуру худрука. Того, кто должен определять эстетическую программу театра, кто формирует индивидуальность театра и его идентичность. Эта модель доминирующая, но не единственная – в афише Внеконкурсной программы «Маска Плюс» есть и директорский театр, и арт-кураторство.
Однако ведет ли многообразие управленческих моделей к многообразию художественных программ и эстетической самостоятельности? Остается ли в рыночных и общественных условиях место для манифестов и концепций? Как создаются и присваиваются тенденции в разнообразном географическом и социальном контексте? Сохраняется ли возможность и смелость для авангардного спектакля? Каковы актуальные темы? Есть ли понятие формата и границ театрального высказывания? Худрук – это художник или руководитель, автор или чиновник? Можно ли договариваться с директором?
Мы предлагаем обсудить проблемы творческого проектирования и художественного высказывания в российской ситуации с представителями самых ярких театральных инициатив прошедшего сезона.

19 марта 15.00
ТЕАТР ПРОТИВ НАСИЛИЯ. ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ДЕТИ НЕ СТРАДАЛИ

Участвуют: Дагмар Домрос (драматург театра для детей Theatre o.N., Берлин), Идуна Хеген (актриса Theatre o.N.)

Ведет: Елена Ковальская

При поддержке Гете-Института



В январе этого года несколько случаев детской агрессии в российских школах попали в СМИ и стали предметом пристального внимания и обсуждения в обществе. И остается только предполагать, сколько случаев осталось неизвестным. Должен ли и может ли театр реагировать на эту ситуацию?
Берлинский Theater о.N. – ассоциация актеров драматического театра и театра кукол, режиссеров, музыкантов и драматургов. Основанный в 1979 году под названием Zinnober, он стал первым независимым театром в бывшей ГДР для детей и взрослых. Сегодня Theater о.N. совместно с Высшей школой детей и подростков разрабатывает проекты и создает спектакли в социально неблагополучных районах.
Дагмар Домрос присоединилась к театру в 2009 году в качестве драматурга. С 2012 года она входит в художественный совет и управленческую команду театра наряду с Верой Штробель и Дорин Маркерт. Также она является куратором и художественным руководителем фестиваля и симпозиума FRATZ, в чьи задачи входит диалог между театральными профессионалами о художественных и социальных последствиях их работы для детей. Она разрабатывала концепцию и руководила реализацией проектов театра в неблагополучных районах Берлина. В этих проектах театр задается вопросом: как установить отношения равенства между людьми независимо от их возраста, социального и культурного уровня?
Дагмар Дормос расскажет о работе театра с подростками из неблагополучных школ на примере резонансного проекта «Огонь!». Участники разговора обсудят, как этот опыт можно применить в российском театре.


27 марта 15.00
СМЕЛЫЕ КУКЛЫ. КАК ТЕАТР КУКОЛ ГОВОРИТ НА ОСТРЫЕ ТЕМЫ

Участвуют: Роман Романов (директор Музея истории ГУЛАГа, продюсер спектакля «И дольше века длится день...»), Антон Калипанов (режиссер), Арина Шепелева (критик), Дина Годер (критик), Нина Монова (завлит Театра кукол им. С.В. Образова).

Ведет: Алексей Гончаренко

Среди номинантов Премии «Золотая Маска» в театре кукол в этом году нет ни одного спектакля для детей. Напротив, постановщики высказываются на серьезные темы, которые могут показаться излишне смелыми определенной части взрослой аудитории. В первую очередь это пацифисткий «Пикник» из Томска и спектакль, который был создан независимым коллективом «Таратумб» специально по инициативе (случай уникальный) Музея истории ГУЛАГа.
Присутствие куклы или предмета на сцене делает спектакль метафоричным, изначально похожим на притчу или сказку. Человек, который вмешивается в размеренную жизнь кукол, становится символом разрушения. Выразительные средства театра кукол позволяют говорить на важные социальные и исторические темы и с детьми. Не случайно, например, произведения Платонова часто адаптируются для аудитории «6+», спектакль «Ленинградка» обрел вторую жизнь на сцене Театра имени Образцова, а два спектакля-лауреата прошлого года («Колино сочинение» и «Сказка с закрытыми глазами «Ежик в тумане»») задают вопросы присутствия в обществе людей «с особенностями». Театр кукол сравнивают с анимацией, а сегодня в авторских фильмах озвучиваются насущные проблемы и самые яростные их решения. На экране сегодня часто можно увидеть фильмы направления анимадок, зарубежные кукольники активно реагируют на актуальные события спектаклями собственного сочинения, в то время как российский театр кукол ищет основу для своего выступления в литературе.
Мы предлагаем обсудить с авторами и продюсерами кукольного театра, как оказываются возможны острые темы и вопросы именно в театре кукол.


6 апреля 15.00
НОВАЯ ПРАГМАТИКА. ОГРАНИЧЕНИЯ И САМООГРАНИЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ТЕАТРЕ

Участвуют: Борис Юхананов, Алексей Бородин, Виктор Рыжаков, Дмитрий Волкострелов

Ведет: Кристина Матвиенко

Начало XXI века стало временем глобальной ревизии интеллектуального и этического наследия XX века. Во всем мире и в России, в том числе. В российском театре ревизионизм приобретает довольно радикальные и даже брутальные формы. Профессиональное театральное сообщество реагирует на эту ситуацию политически, распределяясь по лагерям и позициям.
Но выпускать спектакли все равно нужно. И это ставит вопрос о новой прагматике театра, новом способе делать театр и решать художественные, коммуникативные, этические и др. проблемы, о новом способе формулировать границы и самоограничения. Возможна ли свобода в современном театре? Как от нее отказываться и в пользу чего? Как преодолевать соблазн эскапизма и внутренней иммиграции? Где искать слова, чтобы убеждать, мотивировать, аргументировать – себе и другим? Как переживать предательство? Зачем это делать?
Мы предлагаем обсудить новую прагматику театра с художниками разного поколения и разным кругом полномочий и задач.

15 апреля, 15.00
НЕЗАМЕТНЫЙ РЕНЕССАНС. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В СОВРЕМЕННОМ ТАНЦЕ

Участвуют: номинанты премии «Золотая Маска» в современном танце Константин Матулевский («Memoriae»), Марсель Нуриев («Зов начала»), Олег Степанов («Объект в отдалении»), Анна Щеклеина («Эссенция»)

Ведет: Евгений Кулагин

В номинации «современный танец» и «работа хореографа» «Золотой Маски» – множество новых названий и имен. Создается впечатление настоящего расцвета современной хореографии в российском театре. Это тем более заметно, что современный танец традиционно оказывался одной из самых проблематичных номинаций – спектаклей мало, имена из года в год одни и те же, критика снисходительная.
Действительно ли современный танец в России получил какое-то новое качество и развитие? Что стало причиной этого явления? Почему это происходит так незаметно? Утратил ли современный танец свою провокативность и способность на громкие высказывания? Может ли при этом современный танец все равно рассчитывать на внимание публики? Как изменилась аудитория современного танца?
Мы предлагаем обсудить актуальную ситуацию с непосредственными авторами этого феномена.

Академические разговоры

Цикл профессиональных дискуссий о театре
Программа Института театра в Электротеатре Станиславский
Цикл профессиональных дискуссий о театре

2 марта, 4 марта,
19 марта, 27 марта