Театральная компания ЗМ
Джон Гей

ОПЕРАНИЩИХ

Театр Сатиры, Москва
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая мужская роль» (Максим Аверин), «Лучшая женская роль второго плана» (Светлана Рябова), «Лучшая мужская роль второго плана» (Александр Чевычелов)
Постановка: Андрей Прикотенко
Сценография и костюмы: Ольга Шаишмелашвили
Композитор: Иван Кушнир
Дирижер: Андрей Рубцов
Художник по свету: Игорь Фомин
Видеохудожники: Олег Михайлов, Константин Щепановский
Концертмейстер: Инна Москвина

Артисты: Максим Аверин, Юрий Воробьев, Светлана Малюкова, Евгений Хазов, Светлана Рябова, Сергей Колповский, Александр Чевычелов, Любовь Козий, Валерий Гурьев, Павел Мисаилов

Продолжительность 2 ч.
Возрастная категория 18+
Спектакль «ОПЕРАНИЩИХ» – это актуальный театр. Это спектакль, затрагивающий проблемы сегодняшнего времени. Механизм этого действия таков. Мы придумываем персонажа. Называем его бандитом. Делаем его откровенно плохим человеком. Наделяем пороками. Он жестокий, хладнокровный, не слишком много размышлявший. Распущенный. И затем мы предполагаем, что вдруг у этого сложного субъекта просыпается совесть. Пусть это будет даже механически. В один момент. Проснулась совесть и все. Как опыт. А что если? И заставляем нашего героя идти наперекор самому себе, наперекор миру, в котором он живет. Снабжаем его мотивы сильной любовью. Так ему легче будет вырываться из того омута, в котором он оказался. Мир сопротивляется. Не хочет его отпускать. Возникает ожесточенная борьба. Наш герой теряет в этой борьбе все! У него не остается ни друзей, ни близких, гибнет его любимый человек. Мир оказался сильнее. Он уничтожил нашего героя. Стер его в порошок. Свел с ума. Превратил в пыль. Но герой не сдается до самого конца. И самим фактом борьбы с фатальной неизбежностью доказывает, что в человеке есть непреодолимая тяга к добру. Проиграв все, наш герой выигрывает себя. Свою совесть. Свое право называться именем Человек. Мне хотелось передать зрителям, что меня тревожит. Поделиться своими соображениями о том, в какую эпоху мы живем. Чем отличаемся от наших отцов. Почему вызываем непонимание у наших детей. В спектакле много боли и правды. Таков жанр, и он требует открытости, исповедального тона. Ведь в зерне этого произведения – чувство сильного сострадания к слабостям человека и гордость за его достоинства.
Андрей Прикотенко
В центре спектакля выдающаяся актерская работа Максима Аверина. Он существует на пределе человеческих сил. Не просто не щадя себя, а как будто специально себя уничтожая. По сюжету один человек внутри героя как бы умирает, чтобы родился другой. И создается ощущение, словно мы видим духовную смерть. Достоевский говорил о вечной борьбе Бога и дьявола и что поле их битвы – душа человека. Аверин показывает эту борьбу так, что мы ее физически можем ощутить.
«Российская газета»
На странице использованы фотографии Иры Полярной