Музыка Яначека и, конечно, номером первым «Енуфа», чрезвычайно популярна в Европе и до обидного неизвестна у нас. И это при том, что он любил русскую культуру, может быть, как никто другой из мировых композиторов. Несправедливо. Его должны здесь любить. А его не любят, не знают, не ставят. Понятно, что название «Енуфа» или даже «Ее падчерица» не «оперное», малопривлекательное для людей неосведомленных, а осведомленных – немного. При том, что очень большие дирижеры и режиссеры «Енуфу» воплощали, а замечательные певцы ее пели. «Енуфа» требует безупречного чувства правды от артиста. Иногда такие работы очень нужны просто для «чистки» внутреннего актерского аппарата. Здесь каждая нота и каждое слово – исключительно высокой правды. Очень мощные страсти и столкновения людей простых, не очень искушенных знаниями, но яростных в своих чувствах, пристрастиях. Совершенно евангелическая фигура героини, претерпевшей столько страданий. Из простой девчонки, сходящей с ума от страха, что она беременна, Енуфа пришла к очень высокому милосердию в конце всей этой истории. Она как чешская Мадонна. Какие сильные женские характеры в этой опере!

Александр Титель
Эта «Енуфа» претендует на роль хрестоматийной, так в ней все соразмерно и ясно. Однако притом Титель принес в историю крестьянки Енуфы детали и следы своих, казалось бы, кардинально разных «Медеи» и «Хованщины», показав тем самым, что несколько лет по-разному рассказывает какую-то свою персональную, во многом одну и ту же историю. И надо сказать, на этот раз эта режиссерская линия очень идет автору партитуры. И если у Яначека трактовка современности как воспоминания работает на достоверность частного, интимного опыта жизни (и вместе с тем его остранения), ретро Тителя ненавязчиво, но настойчиво адресовано к обобщенному прошлому. Тому, где опыт современной российской публики пересекается с опытом, пережитым сталинизированной родиной Яначека. Титель как будто все глубже погружается в человеческую, прозаическую обыденность восточноевропейского XX века, наделяя его поэтичностью общего толка, словно повторяя слова Яначека: «Надеюсь, что на обыденность у меня хватит сил». И параллельно просто иллюстрирует сюжетные и музыкальные повороты партитуры со всеми ее традиционными для оперной истории сельскими картинами и свадебными интригами (но также с модернистскими приступами истомы и страха в парадно-живописных национальных обстоятельствах). Искусственный видеоводопад, рассекающий в эффектной сценографии стерильный мир воспоминаний на драматические обрывки, подчеркивает статуарность иллюстративных мизансцен и намекает, что воспоминания и современность рассечены в нашем сознании на несводимые отрывки.

газета «Коммерсант»
На странице использованы фотографии Ильи Долгих

Леош Яначек

Енуфа

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
Премия «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучшая женская роль» (Наталья Мурадымова)

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль» (Елена Гусева)
Либретто: Леош Яначек
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик: Евгений Бражник
Режиссер-постановщик: Александр Титель
Художник-постановщик: Владимир Арефьев
Хореограф-постановщик: Лариса Александрова
Художник по костюмам: Елена Степанова
Художник по свету: Дамир Исмагилов
Главный хормейстер: Станислав Лыков

Артисты: Елена Гусева, Николай Ерохин, Наталья Зимина, Инна Клочко, Наталья Мурадымова, Мария Пахарь, Евгений Поликанин, Дмитрий Полкопин, Дарья Терехова, Роман Улыбин, Элла Фейгинова, Ирина Чистякова

Нотный материал предоставлен издательством «Universal Edition AG»

Продолжительность 3 ч. 10 мин.
Возрастная категория 16+