Театральная компания ЗМ
Александр Маноцков

Снегурочка

Независимый театральный проект, Санкт-Петербург
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль» (Олеся Иванова)
опера по мотивам пьесы Александра Островского

Режиссер: Елена Павлова

Артисты: Олеся Иванова, Александр Машанов, Дарья Алексеева, Илья Дель, Полина Гальченко, Екатерина Студилова, Генна Сорокин, Мария Эйвазова, Егор Демченко, Мария Рейн, Иван Брагин

В разработке костюмов и сценографических решений принимали участие: Дарья Алексеева, Иван Брагин, Илья Дель, Егор Демченко, Олеся Иванова, Светлана Ковалевская, Александр Машанов, Алевтина Павлова, Мария Рейн, Генна Сорокин, Александра Хлусова, Мария Эйвазова

Продолжительность 1 ч. 40 мин.
Возрастная категория 18+
Все началось с того, что Александр Маноцков разрешил мне поставить его оперу «Снегурочка» как дипломный проект − она покорила меня своей потрясающей музыкой. Перед первой встречей с композитором я послушала арию Снегурочки раз двадцать. И вообще, в течении работы над оперой я слушала ее каждое утро. Потом собралась команда актеров, после первых репетиций стало ясно, что материал перед нами не только необычный (и очень сложный, что греха таить), но и актуальный. В нашей постановке, как мне кажется, важен элемент ритуальности. Обрядовость и следование неизведанным традициям у нас в крови. Мы попытались обратиться к тому, что есть в каждом человеке, что живет в подсознании, что спрятано где-то в родничке. Конечно, при этом нужно было максимально погрузиться в музыку, не разрушить и не испортить музыкальную канву, которую создавал композитор.
Елена Павлова
Питерской «Снегурочке» возвращено авторское обозначение Александра Островского: весенняя сказка. Слово «весна» становится определяющим в решении и начинается с цветовой гаммы − в ней насыщенный бордовый и можжевеловый, теплые земляные оттенки − и последовательно рассказывает историю горячего, витального сообщества, которое готово спалить любого, кто не разделяет его страсть к жизни. Для этого потребовалось новое, более лаконичное либретто, похожее на летящую в цель стрелу. Персонажей стало меньше, исчезли «медиаторы» вроде Бобыля и Бобылихи, которые соединяли Снегурочку с племенем. Ледяная дева существует параллельно местным жителям, отстраненно наблюдает их повседневные действия. Весь событийный ряд подчинен одной мысли: тотальному несовпадению некоммуникативной, отстраненной ледяной девы и бурно жизнелюбивых берендеев. Павлова строит собственную систему обрядов и находит для них новое основание: ее берендеи сосредоточены на любви и ее чувственной стороне. Ей же, ее обретению и обеспечению максимально успешного результата, посвящены все сакральные действия.
«Петербургский театральный журнал», блог
Фантастическая опера Александра Маноцкова по мотивам весенней сказки А.Н. Островского впервые была поставлена в новосибирском театре «Старый дом» в 2016 году. Партитура оперы включает в себя увертюру и семь картин, порядок которых соответствует сюжету одноименной пьесы. Наряду с привычными музыкальными инструментами в оркестровке появляются «озвученные» бытовые предметы, вместо слов – звуки, жесты, движение, пантомима. Режиссер Елена Павлова, автор второго обращения к партитуре, создает пространственно-музыкальное действо в поле обрядов и ритуалов, с совершенно новыми символическими значениями, метафоричными и вызывающими странное чувство припоминания. Припоминания того, чего никогда не было. Возможно, это воспоминание будущего, того, чему только предстоит случиться. Режиссер создает мир, в котором забыты слова, забыт язык, но герои собирают осколки памяти, восстанавливают жизнь после глобальной катастрофы. Мир апокалипсических настроений, либо, наоборот, постапокалиптический мир. Такая амбивалентность не противоречие, а территория спектакля, где пространство сконцентрировано до предела, а время умерло. Спектакль уводит зрителя в иллюзорный разрушенный мир, полный неопределенности, или в мир начала времен, где человек только обретает язык, обретает религию, узнает сам себя.

Татьяна Круковская

На странице использованы фотографии Натальи Кореновской