Институт театра. Образовательный проект Фестиваля «Золотая Маска»
Благотворительный фонд Владимира Потанина
5-ая Уральская индустриальная биеннале современного искусства
Платформа Russian Turn, BOZAR Centre for Fine Arts


Музейное сообщество обсуждает новое определение музея в уставе ICOM, призванное зафиксировать роль музея как демократичного, инклюзивного пространства, в котором сохранение и трансляция исторической памяти сочетаются с критическим диалогом о прошлом, настоящем и будущем. Сегодня музеи стремятся стать «социальными конденсаторами», поощряющими разговор между специалистами, посетителями, художниками и учеными.

Опыт сотворчества музея и театра становится все более популярным в деятельности ведущих институций, он позволяет найти новую форму активного диалога с посетителем и с художественным сообществом, даже если речь идет о работе со сложной и неоднозначной информацией. Зачастую это различные «живые» методы постановки и «активации», ориентированные не только на коллекции и архивы, но и на архитектуру, выявляющие политическое устройство, условия работы сотрудников, конвенции институции, которая заявляет своей миссией работу с сообществами. Художники работают с музеями; стремятся обнаружить неожиданные, скрытые или забытые смыслы. Хореографические произведения вторгаются в выставочные залы или городские общественные пространства, чтобы помочь переосмыслить позицию зрителя, музея, сцены. В музеях изобразительного искусства создаются отделы перформативного искусства. При этом такое сотрудничество является не только важнейшей практикой для музея, но и качественно новым способом делать театр.

Именно в этом контексте возник «THEATRUM» – совместный проект Института театра (образовательный проект Фестиваля «Золотая Маска») и Благотворительного фонда Владимира Потанина, – призванный обратить внимание профессионального сообщества, менеджмента в сфере культуры и широкой публики на активное развитие театра, сценических и перформативных практик в музеях, галереях, заповедниках и аналогичных организациях.

Двухдневный курс «Музей = сцена. Как оживить коллекцию» организован в рамках проекта «THEATRUM» совместно Институтом театра, Благотворительным фондом Владимира Потанина, 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства и Платформой Russian Turn в Центре изящных искусств BOZAR. Цель курса – познакомить сотрудников музеев и театров, а также всех заинтересованных с лучшими практиками активации музейного материала посредством перформативных жанров.

Программа курса включает в себя лекции экспертов из ведущих институций, презентации кейсов художников, круглые столы и показы. Этот «ускоренный курс» по перформативной практике в музеях призван стимулировать новые, неожиданные формы сотрудничества. В первый день курса российские и иностранные эксперты представят историю взаимодействия музейного и перформативного контекстов, а также лучшие примеры перформанса в музее сегодня. Во второй день художники и практики, использующие перформативность и вовлеченность аудитории как одну из стратегий художественной или институциональной работы, проведут серию мастер-классов на основе конкретных кейсов.

Расписание:

30 ноября

НОВЫЙ ПЕРФОРМАТИВНЫЙ ПОВОРОТ В КУЛЬТУРНЫХ ИНСТИТУЦИЯХ
Первый день посвящен институциональным способам включения перформативных и сценических практик в деятельность музеев. Зарубежные и российские эксперты представят краткий экскурс в историю перформанса и обсудят существующие тенденции. Слушатели проследят эволюцию перформанса в музее на основе опыта музея Tate (Лондон), узнают об опыте российских институций (в частности, Уральского филиала ГЦСИ-РОСИЗО), познакомятся с практикой брюссельской биеннале перформанса PERFORMATIK и узнают, как иллюзия может стать перформативным и политическим инструментом, ставящим под вопрос границы институций.


9:00 Открытие площадки
9:45–10:00 Приветствие организаторов
10:00–11:30 Джона Вестерман. История перформанса в музеях. Представление исследовательского проекта «Performance at Tate: Into the Space of Art». Проект посвящен тому, как художники реагируют на возможности музеев и предлагаемые пространства для работы, и выработке нового понимания перформанса и его места в музее.
Доклад и Q&A
11:30–11:40 Перерыв
11:40–13:10 Катлейн Ван Лангендонк. Непростая история отношений театра с художественной средой. Можно ли соединить коллективную природу театра и художественную практику, опирающуюся на ценности индивидуализма. На основе опыта международной биеннале перформанса PERFORMATIK (Брюссель) и Kaaitheatre.
Доклад и Q&A
13:10–14:00 Обед
14:00–15:30 Анна Пьянкова, Валентина Ануфриева, Ольга Комлева. О перформативных и сценических проектах, созданных Уральским филиалом ГЦСИ-РОСИЗО в рамках Уральской индустриальной биеннале. Как междисциплинарные проекты расширяют аудиторию выставочных проектов (и наоборот), как лабораторный формат способен повысить компетентность профессионального сообщества и привлекать новых участников из смежных художественных сфер. Как Уральский филиал ГЦСИ-РОСИЗО и Уральская биеннале становятся платформами для общения и экспериментов профсообщества, способствующими развитию художественной среды.
Доклад и Q&A
15:30–15:40 Перерыв
15:40–17:10 Даниэль Бланга-Губбэи. Иллюзия как перформативный инструмент. Об использовании воображения и иллюзии для переопределения границ институций. На примере двух образовательных проектов – «Алеппо» (Лаборатория эксперимента в перформансе и политике) в Брюсселе и «Свободная школа» в рамках последней программы Kunstenfestivaldesarts – будут рассмотрены отношения между иллюзией и институцией, политический потенциал соавторства и совместного воображения. Доклад и Q&A
17:10–17:30 Кофе-брейк
17:30–19:00 Елена Коловская. Как мы работаем (20 лет) с традиционными музеями. Об опыте взаимодействия современных художников с большими и малыми музеями Санкт-Петербурга в рамках ежегодного фестиваля «Современное искусство в традиционном музее» Благотворительного фонда культуры и искусства «ПРО АРТЕ».
19:00–19:10 Перерыв
19:10–20:00 Круглый стол с участием докладчиков первого дня. Прагматика перформанса: какие вопросы ставить при создании перформативного проекта в музее и в каком порядке.
Модератор – Антон Флеров, куратор проекта «THEATRUM».
20:00-20:15 Видеопредставление Кэтрин Вуд. О проекте «Performance Room» в галерее Tate Modern. «Performance Room» – серия перформансов, заказанных специально для онлайн-пространства, и первая художественная программа, рассчитанная исключительно на веб-трансляцию.
(20.15-21.45) Показ перформансов и интервью, взятых в рамках проекта «Performance Room».

1 декабря

ПЕРФОРМАТИВНОСТЬ КАК СТРАТЕГИЯ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ 
И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Второй день посвящен встречам с художниками и кураторами, использующими перформативность и вовлечение аудитории как набор стратегий для художественной или институциональной работы. На основе конкретных кейсов художники и кураторы расскажут, как реагируют на новые предложения музеев и оспаривают устоявшийся стереотип о том, что и как музей должен представлять публике. Программу завершит тематический перформанс художницы и хореографа Улы Сикл в пространстве Основного проекта 5-ой Уральской индустриальной биеннале на Уральском оптико-механическом заводе.


9:15–9:30 Приветствие
9:30–11:20 Кейс 1. Ула Сикл. Хореография как выставка. На основе хореографической выставки «Свободные жесты». Темой выставки стал вопрос утраты индивидуального и коллективного творчества в современном мире, как идеологии пронизывают наши тела и речь. Выставка представлен в Центре современного искусства замка Уяздовски (Варшава).
Завершается открытой дискуссией. Модератор – Даниэль Бланга-Губбэи.
11:20–11:30 Перерыв
11:30–13:20 Кейс 2. Ричард Венлет. Художник – куратор музейной коллекции. На основе интерактивной выставки «Музей для маленького города». Проект работает с коллекцией и архивами Музея современного искусства (S.M.A.K., Гент) и способами «исполнения» объектов, маркированных как «музейный материал». Кейсами для представления были дискуссии и лекции – художник ставил под сомнение им же собранные констелляции смыслов и объектов, находящиеся в пространстве его временного музея.
Завершается открытой дискуссией. Модератор – Джона Вестерман.
13:20–14:30 Обеденный перерыв
14:30–16:00 Кейс 3. Ксения Макшанцева. Производство и продюсирование проектов Фонда V–A–C. Представление практики и стратегии развития перформанса в рамках деятельности Фонда V-A-C и пространства ГЭС-2.
Завершается открытой дискуссией. Модератор – Катлейн Ван Лангендонк.
16:00–16:10 Перерыв
16:10–18:00 Кейс 4. Кристин Штандфест. How’s my dancing? Взгляд и наслаждение. Что происходит, когда в движении по пространству музея перформеры и зрители сталкиваются с произведением искусства, его окружением и ценой.
Завершается открытой дискуссией. Модераторы – Анна Пьянкова и Валентина Ануфриева.
20:00–21:00 Перформанс Улы Сикл «In the palm of your eye».
Перформанс, инициирующий диалог с ключевой площадкой биеннале, Уральским оптико-механическим заводом, и одним из производимых объектов – линзой. Если абстрагироваться от ее военного и гражданского применения, линза является оптическим изобретением, инструментом для поиска, исследования, искажения, увеличения, фокусировки и т.д. Глаз человека можно представить как линзу, которая неразрывно связана с телом смотрящего. В постановке «In the palm of your eye» Ула Сикл исследует взаимосвязь тела и взгляда и различные способы видеть взглядом, связанным с телом.
Пространство: Уральский оптико-механический завод, ул. Восточная 33б (каждому из участников необходимо взять с собой паспорт)
Количество мест ограничено, по предварительной регистрации.


Курс ведут:

Валентина Ануфриева (Россия) – междисциплинарный координатор и куратор (Уральский филиал ГЦСИ-РОСИЗО, Уральская индустриальная биеннале современного искусства). Изучала философию (специализация – этика, эстетика и арт-менеджмент). Работала в Центре современной драмы в качестве продюсера; некоторое время была на позиции начальника отдела развития в Екатеринбургском театре кукол. С 2017 сотрудник Уральского филиала ГЦСИ, в котором запускала различные междисциплинарные проекты, среди которых – экспериментальная и DIY-музыкальная лаборатории в рамках Уральской ночи музыки в 2018 / Сайт-специфичная театральная лаборатория на заброшенной фабрике / Лаборатория всплывающего театра Семена Александровского «Городские интервенции»/ лаборатория «Кинотанец» в рамках 15 Международного кинофестиваля «Кинопроба» / открытие кружка электроники на базе Уральского филиала ГЦСИ-РОСИЗО / продакшн театрального эскиза «Стыд» (по Ингмару Бергману) в рамках выставки «Начало, конец и почти все между ними» / создание публичной и междисциплинарной программы Уральской индустриальной биеннале современного искусства (среди которых – научно-театральный проект «1000 лет вместе»).

Даниэль Бланга-Губбэи (Ливия/Сирия/Италия/Бельгия) – исследователь и куратор публичных программ. Преподает политическую философию в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, регулярно читает лекции за рубежом в таких учебных заведениях, как Американский университет в Бейруте, Университет Осло и Институт Гете в Каире. Работает программным директором Kunstenfestivaldesarts (Брюссель) и входит в кураторский совет LiveWorks (Centrale Fies). Курирует публичную программу для музея Сурсок (Бейрут), посвященную непрозрачности как форме сопротивления; ведет проект в Палермо, посвященный «протестам в природе». Инициатор и куратор «Алеппо», исследовательской платформы, занимающейся общественной рефлексией посредством теоретических и художественных вмешательств.

Катлейн Ван Лангендонк (Бельгия) изучала германскую филологию, а также прослушала годичный курс философии в Лёвене и Париже. В 90-е годы работала литературным критиком на бельгийском радио и в газете De Standaard. С 1997 по 2002 отвечала за программирование перформативных проектов в международном центре искусств deSingel (Антверпен). С 2002 по 2007 преподавала в Антверпенском университете, где читала лекции по истории танцев и анализу танцев, занималась исследованиями тактильности в исполнительском искусстве и координировала работу межуниверситетской аспирантуры по театральным исследованиям. С 2007 отвечает за художественную программу брюссельского центра исполнительского искусства Kaaitheater совместно с Ги Гипенс. Инициировала PERFORMATIK – Брюссельскую биеннале исполнительского искусства, и плотно сотрудничает с другими брюссельскими учреждениями в области визуального и исполнительского искусства.

Ричард Венлет (Австралия/Бельгия) – художник. Его практика мультимедийна: обращается и к скульптуре, и к архитектуре, и к выставочному дизайну, и к исследованиям истории искусств, создает «обстановку» вне пространства. Работая в контекстно-зависимых ситуациях, создал множество инсталляций, которые объединяют работы других художников и сотрудников, формируя композитные и окружные среды, часто причудливо пересобирающие предзаданное архитектурное пространство. Как художник, сознательно вмешивающийся в архитектуру выставочного пространства, продолжает развивать архитектурное производство посредством совместных проектов с такими архитектурными бюро, как OFFICE Kersten Geers David Van Severen и Philippe Vander Maren. Работы выставлялись во многих национальных и международных галереях и музеях, в том числе: WIELS и BOZAR в Брюсселе, Kunsthalle в Дюссельдорфе, S.M.A.K. в Генте, Macba в Барселоне, FRAC в Париже, Биеннале в Сан-Паулу и Триеннале архитектуры в Лиссабоне и другие.

Джона Вестерман (США) – исследователь и искусствовед. Занимается всемирной историей перформанса (с середины ХХ века). Его особенно занимает то, как художники пытались обновить общественную роль и критические способности искусства, и практики, разграничивающие искусство и жизнь через экспериментальные подходы к воплощенному и длительному опыту, межмедиальные процессы производства и участия аудитории. Исследует институциональные компоненты, создающие контекст для рецепции работ – от галерей и музеев до политических чаяний, сопряженных с произведениями искусства (и выражаемых официальными государственными органами, академическими и критическими кругами и широкой публикой). В 2016–2017 был старшим научным сотрудником по истории искусств в музее Метрополитен (Нью-Йорк). С 2014 по 2016 работал на постдок-программе в Tate (Лондон) в Совете по исследованиям в области искусств и гуманитарных наук.

Кэтрин Вуд (Великобритания) – старший куратор направления «перформанс» в галерее Tate Modern. Была одним из ключевых вдохновителей перформативной программы Tate, запущенной в 2003 с тех пор курировала запуск свыше двухсот перформансов как в пространстве музея, так и в онлайн-зале «Performance Room», запущенном в 2011. Занята подбором и реализацией как отдельных перформансов, так и выставок, каталогов, исследовательских проектов. Сыграла решающую роль в приобретении работ Тино Сегала, Сюзанны Лейси и Джоан Йонас в коллекцию музея.

Елена Коловская (Россия) – учредитель и директор Петербургского благотворительного фонда культуры и искусства «ПРО АРТЕ», в 2012–2017 директор Северо-Западного филиала Государственного центра современного искусства. Учредитель и руководитель фестивалей «Современное искусство в традиционном музее» и «Петербургской биеннале музейного дизайна». Член Совета по современному искусству Государственного Эрмитажа, лауреат премии «Музейный Олимп» в номинации «За вклад в развитие музейной деятельности» (2010 и 2019) Почетный член Российской Академии художеств, член ICOM/CIMAM – Международного комитета музеев и коллекций современного искусства, Почетный член Школы искусства, дизайна и архитектуры Университета Аалто, Финляндия. Руководитель инклюзивных проектов для инвалидов по зрению: выставочный проект «Познавая искусство», «Музыка для всех» (проект-лауреат Государственной премии в области современного искусства «Инновация 2017»), проект «Особый театр» и др. Член Рабочей группы по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов. Автор статей об организациях культуры, редактор многочисленных изданий по современной культуре и искусству.

Ольга Комлева (Россия) – театровед, продюсер, куратор междисциплинарных проектов. С 2011 по 2017 куратор междисциплинарных проектов Уральского филиала ГЦСИ. Инициатор создания перформанс-платформы Уральской индустриальной биеннале современного искусства, контент-куратор перформанс-платформы 3-й и 4-й Уральской и индустриальной биеннале (2015, 2017). Создатель Независимого театра «Место». Среди кураторских проектов более 40 перформансов, спектаклей, выставок. Лауреат Премии Сергея Курехина 2017 года в номинации Гран-при «Поп-механика» (оратория «Огни Урала»), лауреат Государственной премии в области современного искусства ИННОВАЦИЯ 2018 года в номинации «Проект года» (Уральская индустриальная биеннале современного искусства), лауреат театральной премии «Браво» в 2012, 2015 и 2017.

Ксения Макшанцева (Россия) – исполнительный продюсер, руководитель продакшн отдела фонда V–A–C. Фонд V–A–C основан в Москве в 2009 Леонидом Михельсоном и Терезой Иароччи Мавикой, которая руководит им с самого начала. V–A–C занимается новым культурным производством с художниками и публикой. Работая с местными сообществами, фонд развивает выставочную, издательскую, исследовательскую, перформативную и просветительскую программы вне дисциплинарных границ. V–A–C инициирует открытые дискуссии, помогающие понять, как в условиях глобального мира меняются представления о современном и современности в культуре и искусстве. Этого курса фонд придерживается во всем, что делает на собственной площадке в Венеции, в партнерстве с разными организациями по всему миру, а также в своем будущем доме ГЭС-2, который готовится к открытию в Москве.

Анна Пьянкова (Россия) – директор Уральского филиала ГЦСИ-РОСИЗО, исполнительный директор Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Изучала искусствоведение и культурологию. Начала свою карьеру PR-менеджером в Уральском филиале ГЦСИ, была редактором журнала «ЗААРТ» (не издается с 2008). Инициировала целый ряд важных культурных мероприятий, среди которых «Ночь музеев в Екатеринбурге» и фестиваль-лаборатория «Арт-завод». С 2010 исполнительный и финансовый директор Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Была исполнительным продюсером и руководителем проекта рэп-данс-концерта «RE: Поэты» и куратором екатеринбургской версии выставки «Репетиция свободы» (ММСИ). С 2004 и вела различные курсы в местных университетах: «Сценический дизайн танца и сценического костюма» (Гуманитарный университет), семинар по проектной деятельности (ЕАСИ), курс по истории изобразительного искусства (ЕГТИ), спецкурсы «Культурная журналистика» и «Теория и практика социокультурного дизайна» (УрФУ им. Б.Н. Ельцина).

Ула Сикл (Канада /Польша/Бельгия) – хореограф и исполнитель. Имея опыт в области современного танца, работает в различных дисциплинах и в сотрудничестве с художниками из областей современной музыки, архитектуры и искусства. Ее творчество принимает различные формы: от видео до инсталляций и живых выступлений, – но ключевое внимание Ула уделяет хореографическому подходу к движению, работе с восприятием участников и приемам, характерным для перформативных искусств. Работы Улы демонстрировались во многих международных театрах и культурных центрах, среди которых: Kaaitheater, KVS и Kunstenfestivaldesarts (Брюссель), ImPulsTanz и TanzQuartier (Вена), Teatr Nowy (Варшава), Zodiak & Moving (Хельсинки), Reykjavik Dance Festival (Исландия), ОМ-фестиваль (Сеул), Zurcher Theater Spektakel (Цюрих), Tanz im August (Берлин), Международный хореографический фестиваль Сены-Сен-Дени и Ле 104 (Париж).

Кристин Штандфест (Австрия) – художественный руководитель и куратор фестиваля ImPulsTanz. Изучала литературу, гендерные исследования и культурные исследования в Регенсбурге, Берлине и Ланкашире. Начав с политического активизма, она пришла к театру, перформансу и теории. С 1997 работает с theatercombinat и режиссером Клаудией Боссе в Вене, Берлине, Женеве, Подгорице и других городах. В 2006–2009 готовила исследовательские материалы и участвовала как перформер в серии спектаклей theatercombinat «Производители трагедий». Была занята в этих спектаклях. Серия объединила множество постановок, концепций и местных трупп (с хорами вплоть до 340 человек). Они исполняли «Персов» Эсхила в Вене, Женеве и Брюнсвике; «Кориолана»/«Террор превратился в спорт» Шекспира (Вена) и «Бамбиленд» Эльфриды Елинек (Вена/Дюссельдорф). Серию завершил показ «2481 desaster zone» в Вене в октябре 2009.

Практическая информация:
Организаторы приглашают принять участие в курсе всех, кого профессионально интересует программа курса.

Курс «Музей = сцена. Как оживить коллекцию» открыт для публики. Мы будем рады видеть на нем профессионалов из Екатеринбурга и любых городов и стран. Регистрация по ссылке.



МУЗЕЙ = СЦЕНА. КАК ОЖИВИТЬ КОЛЛЕКЦИЮ

Курс о сценических и перформативных практиках в музеях
/проект «THEATRUM»/
30 ноября–1 декабря 2019 г.

Площадка: Кинотеатр «Колизей», г. Екатеринбург, пр. Ленина, 43

Курс «Музей = сцена. Как оживить коллекцию» открыт для публики. Регистрация по ссылке.