Институт театра. Образовательный проект Фестиваля «Золотая Маска»
Благотворительный фонд Владимира Потанина
5-ая Уральская индустриальная биеннале современного искусства
Платформа Russian Turn, BOZAR Centre for Fine Arts


Музейное сообщество обсуждает новое определение музея в уставе ICOM, которое призвано зафиксировать роль музея как демократичного, инклюзивного пространства, в котором сохранение и трансляция исторической памяти сочетается с критическим диалогом о прошлом, настоящем и будущем. Сегодня музеи стремятся стать «социальными конденсаторами», позволяющими разговор между специалистами, посетителями, художниками и учеными.

Опыт сотворчества музея и театра становится все более популярным в деятельности ведущих институций, он позволяет найти новую форму активного диалога с посетителем и с художественным сообществом, даже если речь идет о работе со сложной и неоднозначной информацией. Зачастую это различные «живые» методы постановки и «активации», ориентированные не только на коллекции и архивы, но и на архитектуру, выявляющие политическое устройство, условия работы сотрудников, конвенции институции, которая заявляет своей миссией работу с сообществами. Художники работают с архивами и коллекциями музея; стремятся обнаружить неожиданные, скрытые или забытые смыслы. Хореографические произведения вторгаются в выставочные залы или городские общественные пространства, чтобы помочь переосмыслить позицию зрителя, музея, сцены. В музеях изобразительного искусства создаются отделы перформативного искусства. При этом такое сотрудничество является не только важнейшей практикой для музея, но и качественно новым способом делать театр.

Именно в этом контексте возник «THEATRUM» – совместный проект Института театра (образовательный проект Фестиваля «Золотая Маска») и Благотворительного фонда Владимира Потанина, – призванный обратить внимание профессионального сообщества, менеджмента в сфере культуры и широкой публики на активное развитие театра, сценических и перформативных практик в музеях, галереях, заповедниках и аналогичных организациях.

Двухдневный курс «Музей = сцена. Как оживить коллекцию» организован в рамках проекта «THEATRUM» совместно Институтом театра, Благотворительным фондом Владимира Потанина, 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства и Платформой Russian Turn, BOZAR Centre for Fine Arts. Цель курса – познакомить сотрудников музеев и театров, а также всех заинтересованных с лучшими практиками активации музейного материала посредством перформативных жанров.

Программа тренинга включает в себя лекции экспертов из ведущих институций, презентации кейсов художников, круглые столы и показы. Этот «ускоренный курс» по перформативной практике в музеях призван стимулировать новые, неожиданные формы сотрудничества. В первый день курса российские и иностранные эксперты представят историю взаимодействия музейного и перформативного контекстов, а также лучшие примеры перформанса в музее сегодня. Во второй день художники и практики, использующие перформативность и вовлеченность аудитории как одну из стратегий для художественной или институциональной работы, проведут серию мастер-классов на основе конкретных кейсов.

Расписание:

30 ноября

НОВЫЙ ПЕРФОРМАТИВНЫЙ ПОВОРОТ В КУЛЬТУРНЫХ ИНСТИТУЦИЯХ
Первый день посвящен институциональным способам включения перформативных и сценических практик в деятельность музеев. Зарубежные и российские эксперты представят краткий исторический экскурс в перформанс и обсудят существующие тенденции. Слушатели проследят эволюцию перформанса в музее на основе опыта музея Tate (Лондон), узнают об опыте российских институций (в частности, Уральского филиала ГЦСИ-РОСИЗО), познакомятся с практикой брюссельской биеннале перформанса PERFORMATIK и узнают о спекулятивном «музее невозможных форм», утверждающем: нет границ между музеем, театром и политикой.


9:00 – Открытие площадки
9:45–10:00 Приветствие организаторов.
10:00–11:30 Доктор Джона Вестерман. История перформанса в музеях. Представление исследовательского проекта «Performance at Tate: Into the Space of Art». Проект посвящен тому, как художники реагируют на возможности музеев и предлагаемые пространства для работы, и выработке нового понимания перформанса и его места в музее.
Лекция и Q&A.

11:30–11:40 Перерыв
11:40–13:10 Катлейн Ван Лангендонк. Непростая история отношений театра с художественной средой. Можно ли соединить коллективную природу театра и художественную практику, опирающуюся на ценности индивидуализма. На основе опыта международной биеннале перформанса PERFORMATIK (Брюссель) и Kaaitheatre.

Доклад и Q&A. 

13:10–14:30 Обед
14:30–16:00 Анна Пьянкова и Валентина Ануфриева. О перформативных и сценических проектах, созданных Уральским филиалом ГЦСИ-РОСИЗО в рамках Уральской индустриальной биеннале. Как междисциплинарные проекты расширяют аудиторию выставочных проектов (и наоборот), как лабораторный формат способен повысить компетентность профессионального сообщества и привлекать новых участников из смежных художественных сфер. Как Уральский филиал ГЦСИ-РОСИЗО и Уральская биеннале становятся платформами для общения и экспериментов профсообщества, способствующими развитию художественной среды.
Доклад и Q&A.
16:00–16:10 Перерыв
16:10–17:40 Даниэль Бланга-Губбэи. Как пересекать границы миров искусства, политики, практики, театра, как размывать грань между художником и зрителем. Представление спекулятивного «Музея невозможных форм» (Хельсинки) и независимого проекта «Алеппо» (Лаборатория экспериментальных работ и политик).
Доклад и Q&A.
17:40–18:10 Кофе-брейк
18:10–19:20 – Круглый стол с участием докладчиков первого дня. Перформативный поворот. Может ли музей оставаться в стороне от перформативных и сценических практик и что дает перформативные практики театру?
Модератор – Антон Флёров, куратор проекта «Theatrum»
19:20–19:30 Перерыв
19:30–19:45 Видеопредставление Кэтрин Вуд. О проекте «Performance Room» в галерее Tate Modern. «Performance Room» – серия перформансов, заказанных специально для онлайн-пространства, и первая художественная программа, рассчитанная исключительно на веб-трансляцию.
19:45–21:15 Показ перформансов и интервью, взятых в рамках проекта «Performance Room».

1 декабря

ПЕРФОРМАТИВНОСТЬ КАК СТРАТЕГИЯ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ 
И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Второй день посвящен встречам с художниками и кураторами, использующими перформативность и вовлечение аудитории как набор стратегий для художественной или институциональной работы. На основе конкретных кейсов художники и кураторы расскажут, как реагируют на новые предложения музеев и оспаривают устоявшийся стереотип о том, что и как музей должен представлять публике. Программу завершит тематический перформанс художницы и хореографа Улы Сикл на выставке «Преодолевая границы бессмертия» (куратор Шаоюй Вэн) в пространстве цеха Уральского оптико-механического завода.


9:15–9:30 Приветствие.
9:30–11:20 Кейс 1: Ула Сикл. Хореография как выставка. На основе хореографической выставки «Свободные жесты». Темой выставки стал вопрос утраты индивидуального и коллективного творчества в современном мире, как идеологии пронизывают наши тела и речь. Выставка представлен в Центре современного искусства замка Уяздовски. Завершается открытой дискуссией. Модератор – Даниэль Бланга-Губбэи.
11:20–11:30 Перерыв
11:30–13:20 Кейс 2: Ричард Венлет. Художник – куратор музейной коллекции. На основе интерактивной выставки «Музей для маленького города». Проект работает с коллекцией и архивами Музея современного искусства (S.M.A.K., Гент) и способами «исполнения» объектов, маркированных как «музейный материал». Кейсами для представления становились дискуссии, лекции, художник ставил под сомнение им же собранные констелляции смыслов и объектов, находящиеся в пространстве его временного музея.
Завершается открытой дискуссией. Модератор – Джона Вестерман.
13:20–14:30 Обеденный перерыв
14:30–16:00 Кейс 3. Ксения Макшанцева. Производство и продюсирование проектов фонда V–A–C. Представление практики и стратегии развития перформанса в рамках деятельности Фонда V-A-C и пространства ГЭС-2.
Завершается открытой дискуссией. Модератор – Катлейн Ван Лангендонк.
16:00–16:10 Перерыв
16:10–18:00 Кейс 4. Кристин Штандфест. How’s my dancing? Взгляд и наслаждение. Что происходит, когда в движении по пространству музея перформеры и зрители сталкиваются с произведением искусства, его окружением и ценой.
Завершается открытой дискуссией. Модераторы — Анна Пьянкова и Валентина Ануфриева.
19:30–20:30 Сайт-специфик перформанс Улы Сикл «In the palm of your eye». Перформанс, инициирующий диалог с ключевой площадкой биеннале, Уральским оптико-механическим заводом, и одним из ключевых производимых объектов – объективом. Абстрагируясь от военных и гражданских нужд, вызвавших к жизни этот предмет, объектив является оптическим устройством, инструментом для поиска, исследования, искажения, увеличения, фокусировки и т. д. Технически глаз представляет собой хрусталик, который неразрывно связан с наблюдательным телом. В перформансе «In the palm of your eye» исследуется взаимосвязь тела и зрения, различные способы видения с точки зрения воплощенности этого опыта.  
Пространство: Уральский оптико-механический завод, ул. Восточная 33б (каждому из участников необходимо взять с собой паспорт)
Количество мест ограничено, по предварительной регистрации – будет объявлена позднее.

Курс ведут:

Даниэль Бланга-Губбэи (Ливия/Сирия/Италия/Бельгия) – исследователь и куратор публичных программ. Преподает политическую философию в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, регулярно читает лекции за рубежом в таких учебных заведениях, как Американский университет в Бейруте, Университет Осло и Институт Гете в Каире. Работает программным директором Kunstenfestivaldesarts (Брюссель) и входит в кураторский совет LiveWorks (Centrale Fies). Курирует публичную программу для музея Сурсок (Бейрут), посвященную непрозрачности как форме сопротивления; ведет проект в Палермо, посвященный «протестам в природе». Инициатор и куратор «Алеппо», исследовательской платформы, занимающейся общественной рефлексией посредством теоретических и художественных вмешательств.

Анна Пьянкова (Россия) – директор Уральского филиала ГЦСИ-РОСИЗО, исполнительный директор Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Изучала искусствоведение и культурологию. Начала свою карьеру PR-менеджером в Уральском филиале ГЦСИ, была редактором журнала «ЗААРТ» (не издается с 2008 г.). Инициировала целый ряд важных культурных мероприятий, среди которых «Ночь музеев в Екатеринбурге» и фестиваль-лаборатория «Арт-завод». С 2010 г. – исполнительный и финансовый директор Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Была исполнительным продюсером и руководителем проекта рэп-данс-концерта «RE: Поэты» и куратором екатеринбургской версии выставки «Репетиция свободы» (ММСИ). С 2004 г. и вела различные курсы в местных университетах: «Сценический дизайн танца и сценического костюма» (Гуманитарный университет), семинар по проектной деятельности (ЕАСИ), курс по истории изобразительного искусства (ЕГТИ), спецкурсы «Культурная журналистика» и «Теория и практика социокультурного дизайна» (УрФУ им. Б. Н. Ельцина).

Валентина Ануфриева (Россия) – междисциплинарный координатор и куратор (Уральский филиал ГЦСИ-РОСИЗО, Уральская индустриальная биеннале современного искусства). Изучала философию (специализация – этика, эстетика и арт-менеджмент). Работала в Центре современной драмы в качестве продюсера; некоторое время была на позиции начальника отдела развития в Екатеринбургском театре кукол. С 2017 г. – сотрудник Уральского филиала ГЦСИ, в котором запускала различные междисциплинарные проекты, среди которых – экспериментальная и DIY-музыкальная лаборатории в рамках Уральской ночи музыки в 2018 году / Сайт-специфичная театральная лаборатория на заброшенной фабрике / Лаборатория всплывающего театра Семена Александровского «Городские интервенции»/ лаборатория «Кинотанец» в рамках 15-го Международного кинофестиваля «Кинопроба» / открытие кружка электроники на базе Уральского филиала ГЦСИ-РОСИЗО / продакшн театрального эскиза «Стыд» (Ингмар Бергман) в рамках выставки «Начало, конец и почти все между ними» / создание публичной и междисциплинарной программы Уральской индустриальной биеннале современного искусства (среди которых – создание и производство научно-театрального проекта «1000 лет вместе»).

Ула Сикл (Канада /Польша/Бельгия) – хореограф и исполнитель. Имея опыт работы в области современного танца, работает в различных дисциплинах и в сотрудничестве с художниками из областей современной музыки, архитектуры и искусства. Её работа принимает различные формы: от видео до инсталляций и живых выступлений, – но ключевое внимание уделяет хореографическому подходу к движению, работе с восприятием участников и приемам, характерным для перформативных искусств. Работы Улы демонстрировались во многих международных театрах и культурных центрах, среди которых: Kaaitheater, KVS и Kunstenfestivaldesarts (Брюссель), ImPulsTanz и TanzQuartier (Вена), Teatr Nowy (Варшава), Zodiak & Moving в ноябре (Хельсинки), Reykjavik Dance Festival (Исландия), ОМ-фестиваль (Сеул), Zurcher Theater Spektakel (Цюрих), Tanz im August (Берлин), Международный хореографический фестиваль Сены-Сен-Дени и Ле 104 (Париж).

Кристин Штандфест (Австрия) – художественный руководитель и куратор фестиваля ImPulsTanz. Изучала литературу, гендерные исследования и культурные исследования в Регенсбурге, Берлине и Ланкашире. Начав с политического активизма, она пришла к театру, перформансу и теории. С 1997 г. работает с theatercombinat и режиссером Клаудией Боссе в Вене, Берлине, Женеве, Подгорице и других городах. В 2006–2009 гг. готовила исследовательские материалы для серии спектаклей theatercombinat «Производители трагедий». Была занята в этих спектаклях. Серия объединила множество постановок, концепций и местных трупп (с хорами вплоть до 340 человек). Они читали «Персов» Эсхила в Вене, Женеве и Брюнсвике; «Кориолана»/«Террор превратился в спорт» Шекспира (Вена) и «Бамбиленд» Эльфрида Елинека (Вена / Дюссельдорф). Серию завершило выступление desasterzone в Вене в октябре 2009 г.

Катлейн Ван Лангендонк (Бельгия) изучала германскую филологию, а также прослушала годичный курс философии в Лёвене и Париже. В 90-е годы работала литературным критиком на бельгийском радио и в газете De Standaard. С 1997 по 2002 гг. отвечала за программирование перформативных проектов в международном центре искусств deSingel (Антверпен). С 2002 по 2007 гг. преподавала в Антверпенском университете, где читала лекции по истории танцев и анализу танцев, занималась исследованиями тактильности в исполнительском искусстве и координировала работу межуниверситетской аспирантуры по театральным исследованиям. С 2007 года отвечает за художественную программу брюссельского центра исполнительского искусства Kaaitheater совместно с Ги Гипенс. Инициировала PERFORMATIK – Брюссельскую биеннале исполнительского искусства, и плотно сотрудничает с другими брюссельскими учреждениями в области визуального и исполнительского искусства.

Ричард Венлет (Австралия/Бельгия) - художник. Его практика мультимедийна: обращается и к скульптуре, и к архитектуре, и к выставочному дизайну, и к исследованиям истории искусств, создает «обстановку» вне пространства. Изысканная абстрактная эстетика и прагматизм творчества не просто ссылаются на модернизм и минимализм. Работая в контекстно-зависимых ситуациях, создал множество инсталляций, которые объединяют работы других художников и сотрудников, формируя композитные и окружные среды, часто причудливо пересобирающие предзаданное архитектурное пространство. Как художник, сознательно вмешивающийся в архитектуру выставочного пространства, продолжает развивать архитектурное производство посредством совместных проектов с такими архитектурными бюро, как OFFICE Kersten Geers David Van Severen и Philippe Vander Maren. Работы выставлялись во многих национальных и международных галереях и музеях, в том числе: WIELS и BOZAR в Брюсселе, Kunsthalle в Дюссельдорфе, S.M.A.K. в Генте, Macba в Барселоне, FRAC в Париже, Биеннале в Сан-Паулу и Триеннале архитектуры в Лиссабоне и другие.

Джона Вестерман (США) – исследователь и искусствовед. Занимается всемирной историей перформанса (с середины ХХ века). Его особенно занимает то, как художники пытались обновить общественную роль и критические способности искусства, и практики, разграничивающие искусство и жизнь через экспериментальные подходы к воплощенному и длительному опыту, межмедиальные процессы производства и участия аудитории. Исследует институциональные компоненты, создающие контекст для рецепции работ – от галерей и музеев до политических чаяний, сопряженных с произведениями искусства (и выражаемых официальными государственными органами, академическими и критическими кругами и широкой публикой). В 2016–2017 учебном году был старшим научным сотрудником по истории искусств в музее Метрополитен (Нью-Йорк); с 2014 по 2016 гг. – работал на постдок-программе в Tate (Лондон) в Совете по исследованиям в области искусств и гуманитарных наук.  Кэтрин Вуд (Великобритания) – старший куратор направления «перформанс» в галерее Tate Modern. Была одним из ключевых вдохновителей перформативной программы Тейт, запущенной в 2003 г. – с тех пор курировала запуск свыше двухсот перформансов как в пространстве музея, так и в онлайн-зале Performance Room, запущенном в 2011 г. Занята подбором и реализацией как отдельных перформансов, так и выставок, каталогов, исследовательских проектов. Сыграла решающую роль в приобретении работ Тино Сегала, Сюзанны Лейси и Джоан Йонас в коллекцию музея.

Ксения Макшанцева (Россия), исполнительный продюсер, руководитель продакшн отдела фонда V–A–C. Фонд V–A–C основан в Москве в 2009 г. Леонидом Михельсоном и Терезой Иароччи Мавикой, которая руководит им с самого начала. V–A–C занимается новым культурным производством с художниками и публикой. Работая с местными сообществами, фонд развивает выставочную, издательскую, исследовательскую, перформативную и просветительскую программы вне дисциплинарных границ. V–A–C инициирует открытые дискуссии, которые помогают понять, как в условиях глобального мира меняются представления о современном и современности в культуре и искусстве. Этого курса фонд придерживается во всем, что делает на собственной площадке в Венеции, в партнерстве с разными организациями по всему миру, а также в своем будущем доме ГЭС-2, который готовится к открытию в Москве.

Практическая информация:
Организаторы приглашают принять участие в курсе всех, кого профессионально интересует программа курса.

Курс «Музей = сцена. Как оживить коллекцию» открыт для публики. Мы будем рады видеть на нем профессионалов из Екатеринбурга и любых городов и стран. Регистрация по ссылке.



МУЗЕЙ = СЦЕНА. КАК ОЖИВИТЬ КОЛЛЕКЦИЮ

Курс о сценических и перформативных практиках в музеях
/проект «THEATRUM»/
30 ноября–1 декабря 2019 г.

Площадка: Кинотеатр «Колизей», г. Екатеринбург, пр. Ленина, 43

Курс «Музей = сцена. Как оживить коллекцию» открыт для публики. Регистрация по ссылке.