Театральная компания ЗМ
Максим Горький

Дети солнца

Театр «Красный факел», Новосибирск

Премия «Золотая Маска» 2020 г. – «Лучшая мужская роль второго плана» (Андрей Черных)
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2020 г. – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль» (Дарья Емельянова), «Лучшая мужская роль» (Павел Поляков), «Лучшая женская роль второго плана» (Ирина Кривонос)

сценическая версия театра

Режиссер-постановщик: Тимофей Кулябин
Художник-постановщик: Олег Головко
Художник по свету: Александр Романов
Драматург: Ольга Федянина

Артисты: Павел Поляков, Ирина Кривонос, Дарья Емельянова, Константин Телегин, Андрей Черных, Екатерина Жирова, Елена Дриневская, Валерия Кручинина

Продолжительность 2 ч.
Возрастная категория 16+
Очевидно, что в пьесе «Дети солнца» очень сильно влияние Чехова, его психологизма, типажей, проблематики. Я испытываю большой интерес именно к этой драматургической традиции, линии театрального развития, но моя задача – сделать текст сегодняшним. Ощущение того, что мир, населенный нашими мечтами, проблемами, драмами, вообще-то уже исчерпан, что он вот сейчас, совсем скоро, радикально изменится – очень важная составляющая «Детей солнца», собственно, та, которая меня больше всего интересует. Но темы оторванности интеллигенции от народа, столкновения интеллигенции и масс – в том виде, в котором это написано у Горького, – на мой взгляд, больше просто не существует. А вот ощущение водораздела, порога, предчувствия резкого скачка – это ощущение мне очень знакомо, оно живет во мне как ясное и близкое воспоминание о рубеже эпох, который называется миллениумом. Именно ясная память об этом водоразделе, на который я сегодня уже могу смотреть с некоторой дистанции, стала для меня ключевым моментом в анализе этой пьесы.
Тимофей Кулябин
Рифма двух веков, грядущего двадцатого (у Горького) и начала нового тысячелетия (у Кулябина), на пороге которого мы по-прежнему страшимся будущего, — главная составляющая этого необычного проекта. Диалог с пьесой Горького, написанной в преддверии русской революции, — едва ли не главная интрига: что у нас изменилось, а что осталось по-прежнему актуальным — таков ключевой вопрос новосибирских «Детей солнца». Кажется, это и есть настоящий современный театр — не отказывающийся от наследия прошлого, а вступающий с ним в коммуникацию, осознавая и ощупывая дистанцию. Для горьковских персонажей неизвестная угроза шла от народа. Горький, хоть и считался буревестником, знал реальную Россию и иллюзий по поводу народа не испытывал — в детстве и юности он сполна испытал на себе все его дикость, темноту и злость, так что неизбежность взрыва темной силы он ощущал очень остро (хотя и верил в идею очищения). Кулябин от народа наотрез отказался, а главное — перенес катастрофу из будущего в настоящее. Герои объясняются, ссорятся, пытаются устроить свою жизнь, но катастрофа уже в них, она связана с их прошлым и определяет их будущее. То, что Лиза в спектакле показана жертвой теракта, выглядит не просто объяснением ее болезни: все вокруг ужасно непрочно, поэтому каждый человек уходит от реальности, пытается найти и не находит опору в других. Повезло только Павлу — ему есть куда нырнуть от столкновения с реальностью, у него есть его работа, у других нет ничего столь же поглощающего, и поэтому они так уязвимы.
интернет-издание «Colta»
«Дети солнца» – далеко не первая хрестоматийная пьеса, которую Тимофей Кулябин взялся «редактировать» под наше время, но такой безупречной логики, как здесь, не было ни в одной из его предыдущих работ. Это заслуга не только режиссера, но и драматурга Ольги Федяниной, которая, помимо прочего, придумала персонажам новые биографии – с ними непременно нужно познакомиться в буклете, чтобы лучше понимать спектакль.
У Горького главный герой, химик Протасов, живет ожиданием светлого будущего. Поэтому в новосибирской постановке место действия меняется на кампус Стэнфордского университета в Кремниевой долине – мировом центре по проектировке этого самого будущего. Сам персонаж из ученого становится программистом-экспатом. Вместо 1905 года история датируется 2000-м: герои празднуют миллениум и готовятся перейти в новую эру. Наконец, главный источник тревоги – не народные волнения, как в оригинале, а терроризм: всего через год, в 2001-м, атака на Нью-Йорк окончательно похоронит надежду на гуманистический XXI век.

Антон Хитров

На странице использованы фотографии Фрол Подлесный