Тишина. Посвящение Эдит Пиаф

Театральная компания Н. Суконкиной и Союз театральных деятелей России, Москва
Номинации на Премию 2020

Куклы / спектакль
работа режиссера (Борис Константинов)
работа художника (Виктор Антонов)
работа актера (Регина Хабибуллина)
история знаменитой французской певицы, рассказанная от ее смерти до рождения

Художественный замысел: Виктор Антонов, Борис Константинов
Режиссер: Борис Константинов
Художник-постановщик: Виктор Антонов
Ассистент режиссера: Ия Константинова
Свет, звук: Станислав Губин

Артисты: Регина Хабибуллина, Эрик Дасни, Денис Казандайкин, Валерий Крупенин, Джамшит Садыгов, Михаил Плутахин, Андрей Умнов

Продолжительность 1 ч. 20 мин. Возрастная категория 16+
номинация программка
Главное для меня в Эдит Пиаф не то, что она – легендарная певица, а то, что она – человек, женщина. Мне важнее ее непростая судьба: как она жила, боролась с недугами, преодолевала трудности. Конечно, я сам себе не раз задавал вечный вопрос режиссера театра кукол: «НАДО ЛИ » браться за воплощение такого материала, используя выразительные средства театра кукол?» – Надо. Именно потому, что историю жизни Эдит Пиаф не хотелось рассказывать бытово; и, с другой стороны, не хотелось патетики и ходульности. Хотелось сказать: вот человек, но... редкий человек, очень редкий, таких мало! «При свете фонаря она родилась на шинели жандарма...» Пиаф – это ведь не буревестник, а воробей (сценическое имя «Piaf» значит по-французски «Воробей») – маленькая птичка. Вроде бы неказистая и хрупкая, но силы духа в ней столько, что только дивиться можно.

Борис Константинов
Спектакль «Тишина. Посвящение Эдит Пиаф» – отличный повод наконец расстаться с иллюзией, что театр кукол – только для детей, и удивиться его ресурсам. Спектакль об Эдит Пиаф, рассказанный от смерти до рождения певицы, – попытка выхватить из тишины неповторимый голос и показать короткую жизнь, в которой приключений было столько, что хватило бы на несколько человек. Сюжет последовательно скользит по биографии певицы: за любовью – потеря, за триумфом – катастрофа. Калейдоскоп событий и героев, за которыми непросто уследить, не зная биографии Пиаф, кружит голову. Но вместо того чтобы судорожно вспоминать имена, всегда можно довериться создателям и разгадывать истории по ходу. Здесь интереснее следить за тем, как спектакль создается: как трепетные воробьи оживают на запястьях, красная лента превращается в боксерский ринг, любовное письмо разбивается самолетом, а черный орел фашизма оборачивается петухом. Таких придумок, фокусов и трюков в спектакле не меньше, чем важных событий в жизни Пиаф.

интернет-издание «Ваш Досуг»
Название спектакля предупреждает – ждать повествования в духе «ЖЗЛ» не стоит. Известные факты судьбы великой француженки постановщики осмысляют, поднимаясь над бытом. Пиаф – Воробышек – рождается, пробивая скорлупу яйца, Пиаф – Воробышек – начинает петь, пробивая границы традиций и стран, Пиаф – Воробышек, – получая пощечины от прессы, целует тексты рецензий… Сценический текст соткан из метафор. Пять брутальных красавцев в клоунском гриме с птичьими носами играют и поклонников и недругов певицы, и в последнем случае за нее действительно страшно, так мала, субтильна ее фигурка рядом с широкоплечей командой. Регина Хабибуллина, и вправду напоминающая крохотную птичку, уверенно использует всю палитру приемов гротеска – ее Пиаф отнюдь не реальная женщина, это абсолютно точный художественный образ, живущий в сознании нескольких поколений.
Кукольная составляющая в исполнении Виктора Антонова, как всегда, блистательна, но на сей раз, явив в финале невероятную марионетку – воплощение смерти – птичий скелет, подрагивающий крылышками и подбирающий крошки, рассыпанные героиней, маэстро превзошел себя.

Арина Шепелёва

На странице использованы фотографии Инны Афанасьевой
Билеты на спектакль можно приобрести по ссылке