Анна Батурина

Фронтовичка

Татарский драматический театр им. Габдуллы Тукая, Большая Атня
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2020 года
Участник Long List 2020
Режиссер-постановщик: Ильсур Казакбаев
Художник-постановщик: Альберт Нестеров
Композитор: Магуля Мезинова
Хореограф: Ольга Даукаева
Художник по свету: Ильшат Саяхов

Артисты: Айдар Валиев, Разиля Мухлисуллина, Расима Асрутдинова, Зульфия Ахатова, Марат Хабибуллин, Лилия Мухаметзянова, Ильфира Сафиуллина, Ильфат Шарифуллин, Зиннур Хадиев, Фаяз Хусаинов, Разина Загидуллина, Гузель Гафарова, Сылу Байрамова, Раиль Саляхиев, Дамир Сидеев, Гулина Шайхутдинова, Лейсан Каюмова

спектакль идет на татарском языке с синхронным переводом

Продолжительность: 2 ч. 15 мин. Возрастная категория 16+
номинация программка
Чем дальше от нас Великая Отечественная война, День Победы, тем больше она становится мифом. Из года в год количество ветеранов уменьшается, молодое поколение знает о войне и ее героях только через фотографии. И вот в этот момент обращение молодого автора к военной тематике – очень интересное явление: современная пьеса, написанная современным языком, была поставлена в московских театрах. Отгремят фанфары 75-летия Великой Победы... Дело ведь не в этом. Дело в том, что молодое поколение помнит, чтит память о войне и говорит о тех временах.

Ильсур Казакбаев
Режиссер спектакля Ильсур Казакбаев увидел жизнь сержанта Марии Петровны Небылицы как несложившуюся историю Золушки – недаром по ходу развития сюжета нет-нет да возникает на заднике проекция кадров из знаменитого советского фильма Михаила Шапиро. Интересное и оправданное сопоставление: «Золушка» вышла на экраны в 1947 году – Мария Петровна возвращается с фронта в июле 1946-го. Ее мечты о предстоящей мирной жизни – выйти замуж за любимого, родить ему ребенка, учить детей танцам – не менее желанны, чем для Золушки – воздушное бальное платье, встреча с принцем, волшебная страна. Мария Петровна настолько погружена в эти мечты, что даже боль от тяжелой потери (во время войны из-за тифа она не смогла выносить ребенка) на время притупляется, стихает… Только вот послевоенная жизнь оказывается вовсе не такой сказочной, как представляется Марии Петровне. Пока она ждет возвращения жениха, находится работа – в местном ДК как раз ищут учителя танцев. Хватает там и завистников, и недоброжелателей. Но главная беда впереди: Матвей, парень, которого она встретила на войне и полюбила, возвращается с фронта под руку с невестой Шурой – остроносенькой, в чистом белом платьице, с непреодолимой тягой к поеданию штукатурки. С появлением беременной соперницы к Марии Петровне с новой силой возвращается боль от потери собственного ребенка – а на фоне этой трагедии Принц рассказывает Золушке, что в волшебной стране можно находиться всего девять минут и десять секунд…

интернет-портал «Культура. Екатеринбург»
История фронтовички Марии Петровны Небылицы, сочиненная екатеринбургским драматургом Анной Батуриной, – это, пожалуй, главная пьеса десятилетия о войне. Батурина создала Небылицу новой народной героиней, и множество Марий Петровн зажили, зашагали по российским сценам в своих стоптанных сапогах. Но режиссер Ильсур Казакбаев и татарский театр села Большая Атня читают историю девочки, пришедшей с войны, как никто раньше. Их Мария Петровна, Разиля Мухлисуллина, – тоже чужая в послевоенном мире, но вовсе не потому, что ее перековала война. Наоборот, мирная жизнь, в которую она возвращается с фронта, оказывается такой уродливой и грубой, что именно в столкновениях с ней у нас на глазах грубеет и ожесточается эта нежная душа. И, спасая саму себя, девочка Небылица все чаще и чаще сбегает в мир Дома творчества имени Розы Люксембург, в мир хореографического класса – иллюзорный мир, который ограждает ее от дикого, завистливого и вожделеющего окружения.

Оксана Кушляева