Театральная компания ЗМ
Альбан Мария Иоганнес Берг

Лулу

Театр «Геликон-опера», Москва
Премия «Золотая Маска» 2003г. - «Лучшая работа дирижера»
Номинации на Премию - «Лучший спектакль в опере», «Лучшая женская роль»(Татьяна Куинджи)
Либретто А.Берг (по трагедиям Франка Ведекинда «Дух земли» и «Ящик Пандоры»)
Режиссер-постановщик – Дмитрий Бертман

Дирижер-постановщик Владимир Понькин

Художники-постановщики Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева

Художник по свету Александр Кельганов

Артисты: Татьяна Куинджи, Ксения Вязникова. Лариса Костюк, Светлана Российская, Илья Ильин, Андрей Паламарчук, Максим Петров, Евгений Ведерников, Антон Куренков, Юрий Устюгов, Владимир Болотин, Павел Паремузов, Михаил Серышев, Михаил Давыдов, Леонид Овруцкий, Игорь Тарасов, Николай Дорожкин, Андрей Немзер, Анатолий Пономарев, Николай Галин, Павел Кудинов, Дмитрий Овчинников, Евгений Астафуров, Дмитрий Калин, Владимир Болотин, Андрей Паламарчук, Игорь Сироткин, Денис Кирпанев, Дмитрий Коротков, Алексей Воробьёв, Алексей Соломатин, Светлана Здорова, Марина Карпеченко, Вера Кононова, Елена Шароева, Виктория Лямина, Ольга Резаева, Маргарита Аракелян, Наталья Филатова, Алексей Елизаров, Антон Куренков, Алексей Воробьев, Евгений Ильин, Максим Лосев
«Лулу» Альбана Берга – величайший шедевр и одна из главных театральных загадок, оставленных нам ХХ веком – один из немногих спектаклей неклассического репертуара, идущий с аншлагами практически во всех крупнейших оперных театрах мира, музыкальная драма, переплавившая в горниле экспрессионистского гротеска всё многообразие женских образов века XIX, проведя этим четкий водораздел, за которым восприятие классической оперы в чистом ее виде становится просто-напросто невозможным.
В образе главной героини мистическая, непостижимая странность и поистине детская непосредственность уживаются с чертами великих женских характеров ушедшей эпохи: Карман, Травиата, Леди Макбет… Так ХХ век сумел синтезировать даже то, что, казалось бы, никакому синтезу не поддается – витальные образы героинь музыкального театра века XIX, однако при этом с достаточной доле сарказма исказил их, словно в кривозеркалье.

Музыка в этой опере теряет функции музыки как таковой и превращается в какой-то особый «энергетический заряд». Она буквально атакует своей энергетикой, влияя не только и не столько на чувства, эмоции и память, сколько воздействует на уровне подсознания. Это некая музыкальная экстросенсорика. Бергу удалось создать музыкальную диаграмму пульсирующей человеческой мысли, диаграмму, пугающую своей натуралистичностью.

Судьба Лулу – история разрушения личности. Героиня – блестящая актриса, обладательница разнообразнейших талантов, позволяющих ей получить от жизни всё. Но… Роковой магнетизм Лулу становится силой притяжения, разбивающей и ее собственную судьбу, и жизни окружающих ее мужчин.
В художественном мире этой оперы нет Гармонии. Это «атональная» драма ХХ века, в полной мере отражающая всю его зловещую дисгармоничность.

Наш театр иногда упрекают в том, что он идет навстречу зрительским ожиданиям. Этот спектакль совершенно иной. Не зритель станет следить за происходящим на сцене, а сам спектакль, как энергетическое целое, будет следить за зрителем и выбирать своего. Достаточно раскрепощенного для того, чтобы не отвергнуть увиденное.
Дмитрий Бертман