Театральная компания ЗМ
Жорж Бизе, Родион Щедрин

Кармен-сюита

Большой театр, Москва
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2007г.- «Лучший спектакль в балете», «Лучшая женская роль»(Марина Александрова)
балет в 1-м действии



Либретто Альберто Алонсо по новелле Проспера Мериме (возобновление постановки 1967 года)

Премьера состоялась 20 апреля 1967 года в Большом театре, Москва



Балетмейстер-постановщик: Альберто Алонсо

Художник-постановщик: Борис Мессерер

Дирижер-постановщик: Павел Сорокин



Артисты: Кармен Мария Александрова, Светлана Захарова, Галина Степаненко, Юрий Клевцов, Денис Матвиенко, Андрей Меркурьев, Андрей Уваров, Виталий Биктимиров, Тимофей Лавренюк, Денис Матвиенко, Марк Перетокин, Руслан Пронин, Ринат Арифулин, Виталий Биктимиров, Наталья Выскубенко, Юлия Гребенщикова, Табачницы Анна Антропова, Нино Асатиани, Мария Богданович, Мария Виноградова, Мария Жаркова, Татьяна Лазарева, Виктория Литвинова, Виктория Осипова, Анна Ребецкая, Ирина Семиреченская, Ольга Стеблецова, Владимир Авдеев, Батыр Аннадурдыев, Артем Вахтин, Александр Водопетов, Евгений Головин, Павел Дмитриченко, Василий Жидков, Сергей Зеленько, Арсен, Каракозов, Виктор Клейн, Антон Кондратов, Владислав Лантратов, Дмитрий Меланьин, Сергей Минаков, Дмитрий Михайлов, Максим Оппенгейм, Андрей Петрунин, Аполлинарий Проскурнин, Антон Савичев, Евгений Сазонов, Александр Самотканов, Иван Семиреченский, Роман Симачев, Дмитрий Старшинов, Алексей Тедеев, Михаил Шеламов



Продолжительность 55 минут

Фотографии © Елена Фетисова, Большой театр

Я принес в Большой стиль, который искал еще на Кубе. Его можно обозначить как соединение классических па с испано-кубинскими танцами. Конечно, хотелось, чтобы получился современный спектакль. Ведь мир все время движется. Но что такое современный танец? Балерина надевает пуанты – и получается классика, потом снимает их и танцует без пуантов – вот вам новое. Мне очень нравится драматический театр, многое в «Кармен» на этом основано. Движения должны разговаривать. Кармен делает взмах ногой в сторону Хосе, и это как окрик «Эй, ты!»

…Проблема Хосе в том, что он жертва. Кармен – цыганка, свободная женщина, воровка. Она всегда делает только то, что ей хочется в данную минуту. Хосе – воин. Он жил в иной системе координат, где понятие «долг» превыше всего. Он должен слушаться приказа, но нарушает все устои, потеряв голову от страсти, идет против законов солдата, лишается службы, становится изгоем, а потом теряет любовь – единственный оставшийся смысл жизни, любовь, ради которой он пожертвовал социальным статусом. У Хосе не остается ничего, кроме бешенства отчаяния. Он не солдат и не любовник. Он никто.
Альберто Алонсо, интервью «Независимой газете»





Казалось бы, без огненного взгляда Плисецкой, ее вызывающе вздернутого плеча и бьющего наотмашь взлета ноги в батмане «Кармен-сюиты» не существует: кого в наши дни удивишь черным силуэтом бычьей головы на красном заднике и призванной символизировать рок шлангообразной девицей, запаянной в черный комбинезон. Но с появлением в заглавной роли Марии Александровой легенда превратилась в живой спектакль. В балерине нет ничего от Плисецкой. Зато в насмешливом взгляде, расслабленной походке, хищной линии руки и ноге, упруго обвивающей стул, – много от самой Кармен.
журнал «Афиша»