Театральная компания ЗМ
по мотивам рассказов Василия Шукшина

Рассказы Шукшина

Театр Наций, Москва
Премии «Золотая Маска» 2010г. - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая мужская роль» (Евгений Миронов)
Номинации на Премию - «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль» (Чулпан Хаматова)
Постановщик: Алвис Херманис
Сценография: Алвис Херманис, Моника Пормале
Художник-фотограф: Моника Пормале
Художник по костюмам: Виктория Севрюкова

Артисты: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Юлия Свежакова, Павел Акимкин, Юлия Пересильд, Наталья Ноздрина, Александр Гришин, Александр Новин, Дмитрий Журавлев

Продолжительность 3 ч.
Возрастная категория 18+
«Рассказы Шукшина», в сущности, могут примирить отчаянного западника и яростного славянофила, любителя продвинутого артхауза и певца простых театральных форм.
Ибо Алвис Херманис существует (и всегда существовал) в западном контексте. А для западного контекста его спектакль, несмотря на кажущуюся незамысловатость, революционен. Первое и главное. Он сделан с любовью к людям. Не с сочувствием и состраданием к простому народу. А именно с любовью к людям. Второе, не менее главное. В нем нет никакого обличительного пафоса. Он проповедует простые и, в сущности, не горькие истины. Третье, самое главное, – в нем нет никакой неприглядной фактуры. Деревенские жители (и обитатели районных центров) носят тут красивые наряды с фольклорными мотивами – цветастые платья да яркие рубахи. Никакого рванья, никаких шапок-ушанок, никакого фирменного аутентизма, в котором Херманис большой мастер.
Херманису ничего не стоило сделать Шукшина в таком вот чернушном духе. Придать спектаклю обличительности. Вписать его в контекст современного западного искусства. Но латышский режиссер словно бы нарочно выпал из современного культурного контекста. Он попытался сам стать Шукшиным. Взглянуть на мир и на его героев собственными глазами. Показать нам людей такими, какими мы хотим их видеть. И вот современный знаменитый и очень западный режиссер вдруг явил нам на русской сцене почти Берендеево царство (ведь герои Шукшина при всей их подлинности немного сказочные, и в чудиках его так много от Ивана-дурака), но явил так, что оно не кажется ни приторным, ни фальшивым.
Стиль, который использует Херманис, можно было бы определить как «гиперреалистический гротеск». У всех вроде бы очень жизнеподобно выписанных шукшинских героев – деревенских бабок, колхозников, чудиков, пьяниц и сидельцев – тут немного клоунская природа. Тут приветствуются гротескный грим, толщинки, дружеский сценический шарж и т.д.
«Рассказы Шукшина» – конечно же, спектакль ансамблевый. Но солирует Миронов. Он может сыграть все – старика и подростка, простака и мудреца, негодяя и святого, гения и ничтожество. Миронов сыграл русского человека во всех его ипостасях и проявлениях. Он сыграл просто человека. Он, как и весь этот спектакль, доказал, что перегородки между нами – мнимые, что в какой-то своей основе мир един, и при всей своей трагичности он все же населен добрыми людьми и наделен возвышенным смыслом.
газета «Известия»
Спектакль кажется совсем простым и наивным, он нравится сразу, и даже как-то немного стыдно, что он так нравится. Похоже, будто мы листаем новую книжку с картинками по рассказам, которые знаем давным-давно, и они вдруг начинают восприниматься с какой-то свежей остротой. Скоро становится понятно, что это простодушие – на самом деле лукавство. Разумеется, речи нет о том, что тут что-то похоже на настоящий сельский клуб и вообще, что поездка в Сростки команды Театра Наций принесла хоть какую-то реальность на сцену. Напротив, кажется, что артисты, возглавляемые Евгением Мироновым вместе с режиссером Алвисом Херманисом, поехали на родину Шукшина для того, чтобы и не пытаться быть похожими на ее настоящих жителей. А съемка, которую оттуда привезла художник спектакля Моника Пормале, – портреты, напоминающие сельскую доску почета, семейные парадные фотографии на фоне дома, какие посылают родственникам и вешают на стену, бескрайние виды, – только подчеркивает, как эта деревня, что сегодня, что в 60-х, далека от нас.
Бог знает, как определить стиль этого спектакля: лубок не лубок, наивное ретро… Нет, все не то. Художник по костюмам Виктория Севрюкова одела актеров в нарядные пиджаки и кепки, актрис – в яркие платья с тонкими талиями и лодочки на шпильках, а для дома – в цветные домашние халаты. Ничего такого, конечно, в алтайской деревне 60-х не было, да никто нас и не старается в этом убедить. С той же яркостью, ясностью и одновременно чрезмерностью играют и восемь актеров, в восторге меняя роли в каждом следующем из десятка шукшинских рассказов, перемеривая за это время множество причесок, костюмов, толщинок, возрастов и волной актерской радости заливая зал.
газета «Время новостей»