Театральная компания ЗМ
Уильям Шекспир

Троил и Крессида

Театр им. Вахтангова, Москва
Номинации на Премию «Золотая Маска» на 2010г. - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера»


Режиссер: Римас Туминас

Сценография и костюмы: Юлиан Табаков

Композитор: Фаустас Латенас

Артисты: Александр Павлов, Артур Иванов, Олег Лопухов, Владимир Бельдиян, Дмитрий Кузнецов, Владимир Симонов, Анатолий Меньщиков, Андрей Зарецкий, Виктор Добронравов, Евгений Косырев, Александр Граве, Евгений Федоров, Олег Макаров, Александр Рыщенков, Сергей Епишев, Юрий Красков, Валерий Ушаков, Мария Аронова, Марина Есипенко, Анна Антонова, Евгения Крегжде

Продолжительность 3 ч.


С первых же тактов «Троила и Крессиды» начинаешь чувствовать себя в поле притяжения ее тягучей, болезненно-взвинченной атмосферы. Ее отравленный воздух проникает в вас исподволь, почти незаметно – как шум морских волн, который ровно, неумолчно сопровождает весь спектакль.
Желчная, пародийная энергия режиссера, помноженная на пародийность самого шекспировского текста, заливает серое, запыленное поле боя. И ничто – даже сама любовь, и никто – даже сами возлюбленные – не могут избежать этой тлетворной пыли, обессмысливающей все.
Несостоявшиеся Ромео и Джульетты, возвышенные герои и хитроумные мудрецы – все пали жертвой бессмысленной и бесконечной войны. Войны за имиджи и позы.

«Российская газета»

Режиссер вроде бы ничего не прибавляет к пьесе, но разбухший, нестройный текст превращается в изощренно отточенный фарс. С помощью артистов он создает паноптикум, которому позавидовал бы сам Гойя.

газета «Коммерсант»

Шекспироведы никак не договорятся, к какому жанру отнести «Троила и Крессиду», пьесу странную, многословную, путаную. То ли трагедия – все же о Троянской войне речь, то ли фарс – столько в ней иронии. Римас Туминас прочел ее как фарс, злой, желчный, вроде и смешной, но при этом полный отчаяния.
Шекспир первым дегероизировал великую войну, впустив в античный сюжет реалии елизаветинской Англии. Режиссер, в сущности, пошел вслед за автором и насытил спектакль абсолютно живым, из нынешнего времени чувством холодного отвращения ко всем амбициозно-вздорным войнам разом. Туминас подробнейшим образом рисует картину всеобщего вырождения. Где нет ничего, кроме предательства, интриг, расчета и похоти. Где взрослые, умудренные опытом, становятся прожженными циниками, а молодые люди глупы и инфантильны, как дети. И то и другое Туминасом утрировано, гиперболизировано и пущено в игру.

журнал «Итоги»