Театральная компания ЗМ

Lexicon

Театр «Особняк», Санкт-Петербург
Номинация на Премию «Золотая Маска» 2003г. - «Лучший спектакль-новация»
Инсценировка Алексея Слюсарчука и Дмитрия Поднозова по романам Милорада Павича «Хазарский словарь», «Пейзаж, нарисованный чаем», «Звездная мантия»


Музыка - Александр Илич, Полина Руновская, Андрей Суратдинов

Режиссер – Алексей Слюсарчук

Художники – Михаил Курнаков, Светлана Калиновская

Артисты: Дмитрий Поднозов, Кристина Скварек, Даниела Стоянович, Вадим Эльберт, Алена Шмидская, Полина Слюсарчук, Полина Руновская, Андрей Суратдинов


Книгу создает не тот, кто ее пишет, а тот, кто ее читает, полагает Милорад Павич, чтение - творческий акт, требующий известного мужества. Спектакль предлагает зрителям взять на себя часть ответственности за происходящее на сцене и в зале. Это касается не только подчеркнутой реалистичности происходящего (огонь и вода - действительный жар и сырость, запахи и звуки конкретны и достоверны), но и общего, совместного создания и удержания странных, забавных или печальных состояний ума.
Спектакль обращен к тем, кто уже, хотя бы отчасти знаком с прозой Павича, к тем, кто готов (постановка оставляет это право за зрителями) участвовать в обсуждении парадоксов хазарской истории. Тексты литературных произведений предполагают не прямую, сюжетную, но ассоциативную связь между событиями и персонажами - эта, вольная «над-текстовая» композиция сохраняется инсценировкой. Из причудливой вязи слов возникают темы и обстоятельства, на которых, как на нить на спицах удерживается литературный текст и партитура спектакля.

Критика относит прозу Павича к гипертекстам, он организует свою прозу по законам случайного совпадения - будь то комбинация игральных карт, гороскоп или кроссворд. Затем случайность и неустойчивость автор переносит в фактическое бытие своих персонажей - так законы эстетические сообразуются с законами сюжетных историй, еще один шаг - и вот течение действительной жизни читателя-слушателя теряет определенность, прочность, устойчивость.

Спектакль не дает ответов, спектакль ставит вопросы, прелагая зрителям задуматься и по существу предложенной, иллюзорной истории, и по существу реальных обстоятельств жизни, смерти, одиночества, свободы. Никто не может научиться на чужих ошибках, так же как никто не может плениться чужой любовью - о непосредственном, особенном для каждого человека, ежедневном столкновении со странной, непонятной, причудливой действительностью прячущихся истин, о снах и сновидениях, пишет Милорад Павич, театр использует его литературные тексты, дабы превратить размышление в атмосферу, книжную строку в живое слово, плоскость страницы в пространство театрального действия.
«Особняк»