Театральная компания ЗМ
Сергей Дрезнин

Екатерина Великая

Театр музыкальной комедии, Екатеринбург
Премия «Золотая Маска» 2009г. -«Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре», «Лучшая женская роль»(Мария Виненкова)
Номинации на Премию - «Лучший спектакль в оперетте/мюзикле», «Лучшая работа композитора в музыкальном театре», «Лучшая мужская роль»(Владимир Фомин)
Пьеса: Михаил Рощин, Александр Анно
Стихи: Александр Анно, Михаил Салтыков

Режиссер: Нина Чусова
Дирижер: Борис Нодельман
Художники: Анастасия Глебова, Владимир Мартиросов
Художник по костюмам: Павел Каплевич
Хореограф-постановщик: Татьяна Баганова
Художник по свету: Сергей Мартынов
Хормейстер: Светлана Асуева

Артисты: Нина Шамбер, Юлия Дякина, Владимир Смолин, Александр Копылов, Светлана Кочанова, Любовь Бурлакова, Надежда Басаргина, Дмитрий Соловьев, Владимир Фомин, Ирина Цыбина, Маргарита Левицкая, Светлана Бережная, Андрей Пляскин, Валерий Фадиев, Анатолий Авега, Вадим Желонкин, Андрей Опольский, Игорь Ладейщиков, Евгений Толстов, Александр Мезюха, Алексей Черноскутов, Александр Потапов, Николай Капленко, Михаил Шкинев, Нина Балагина, Татьяна Мокроусова, Иван Филоненко

Продолжительность 2 ч. 40 мин.

Возрастная категория 16+
В основе спектакля лежит человеческая история. Личность Екатерины – настоящая загадка. Загадка, прежде всего, психологическая. Как случилось, что немецкая принцесса стала русской царицей? Отчего Россия приняла ее? И как сумела эта девочка стать той, кого мы нарекли «Великой»? Наконец, как вообще становятся императрицами? Можно ли стремиться именно к этому? Ведь не женское это дело – править. С другой стороны, исторический сюжет вовсе не означает, что нужно иллюстрировать хрестоматию. Художник имеет право на вымысел, правда? Имеет право на создание собственного мира, если хотите – мифа. Так и появился в спектакле некий сюрреализм: юной Фике с самого начала является… фантом ее будущего величия. Некая магия присутствует – а как же иначе? Естественно, какие-то факты биографии самой Екатерины мы опустили, какие-то подробности – домыслили или позаимствовали из «ненаучных» источников. В конце концов, это – наша история, и мы вправе сегодня представлять, как это было. Что же до актуальности, то она очевидна. Иначе спектакль просто не мог быть интересен широкому зрителю. Да, действие происходит в екатерининскую эпоху, но это – только первое, внешнее впечатление. В какой-то момент становится ясно: все это по-прежнему про нас. И про Россию сегодняшнюю – тоже. Почему? В том-то и есть тайна «загадочной русской души».
Нина Чусова
Мюзикл охватывает 35 лет русской истории – от прибытия принцессы до пугачевского бунта, крымских походов и скандальных любовных связей императрицы, поданных смело, но без опереточной клубнички. Сценографы Анастасия Глебова и Владимир Мартиросов передали на сцене и роскошь Зимнего дворца, и картонаж «потемкинских деревень», и гулкий сумрак имперских соборов, и верещагинский скорбный «апофеоз войны». Смена декораций мгновенна, почти кинематографична. Интересно использована проекция, пространство сцены кажется пугающе необъятным. Костюмы Павла Каплевича изумляют реалистичностью – персонажи словно сошли с полотен Боровиковского. Сергей Дрезнин в «Екатерине Великой» взбил пряный постмодернистский коктейль из православных песнопений, гусарских романсов, русского фольклора, канкана, одесских куплетов, джаза, рока и рэпа. Ревнителей чистоты стиля эклектичность повергает в ступор, хотя почти все признают, что, казалось бы, все несочетаемое вдруг соединилось в единство, способное и захватить, и взволновать. Музыка увлекательна сюрпризами, в ней много запоминающихся, в душу проникающих мелодий, и есть тот вихревой драйв, который обеспечивает огромному спектаклю-тяжеловесу динамику. Многослойны смыслы спектакля. На поверхности – имперский блеск и величие, возбуждающие патриотические чувства. Но есть трагическая нота: власть предстает той роковой пропастью, в которую неизбежно сваливаются все благие намерения власть имущего.
«Российская газета»
Темп и энергетика «Екатерины» затягивают в круговорот. Выбравшись из него, хочется понять, каким образом коктейль из вполне обычных по отдельности ингредиентов вдруг начинает производить нужный эффект: вот дух захватывает, тут комок к горлу подступает, здесь забавно и смешно, а следом – державным пафосом веет. И так без остановки.

газета «Ведомости»

На странице использованы фотографии Игоря Желнова