Театральная компания ЗМ
Вадим Леванов

Ксения. История любви

Александринский театр, Санкт-Петербург
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2010г. - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль» (Янина Лакоба)


Режиссер: Валерий Фокин

Художник: Александр Боровский

Музыка: Александр Бакши

Костюмы: Оксана Ярмольник


Художник по свету: Дамир Исмагилов


Артисты: Янина Лакоба, Валентин Захаров, Степан Балакшин, Игорь Волков, Юлия Соколова, Тихон Жизневский, Галина Карелина, Мария Луговая, Артем Карасев, Александра Большакова, Сергей Паршин, Светлана Смирнова, Дмитрий Лысенков, Николай Мартон, Галина Веретельникова, Марина Гаврилова, Ольга Гильванова, Елена Гладкова, Ольга Калмыкова, Татьяна Князева, Тамара Колесникова, Ирина Лепешенкова, Людмила Любимова, Елена Немзер, Марина Рослова, Светлана Шейченко, Сергей Еликов, Константин Колесников, Евгений Капитонов, Иосиф Кошелевич, Владислав Рындин, Святослав Черешниченко, Павел Юринов, Василий Гетманов, Георгий Гетманов, Никита Серков, Степан Синяков, Максим Солонарь, Георгий Яковлев, Анна Котлярова
Музыканты: Игорь Заливалов, Александр Кан, Илья Юршевич



Продолжительность 1 ч. 30 мин.



фото Виктор Сенцов


спектакль на сайте Александринского театра


Спектакль очень похож на сочиненную для него музыку Александра Бакши: холодные разреженные минималистские звучания сопровождают отточенные графичные мизансцены.
Театр создал свою сценическую версию пьесы Леванова, которая представляет собой одновременно жанр плача, лирической баллады, народного эпоса, социальной трагедии и церковной литии – поминальной службы об усопших.
Фокин разворачивает историю Ксении во все стороны ее мифа: лирически – прямо касаясь сердца, социально – обращая опасные, пушкинские вопросы к нашей общественной совести, эпически – наполняя сцену персонажами XVIII века и дня сегодняшнего, насквозь прошивая историю страны и ее самосознания. Во времена сусальной всеобщей «православизации» он рискует создать на сцене ситуацию трудного, интимного, болезненного диалога между святой и ее народом – о жертве и ответственности, о Христе и церкви, о подлинном и мнимом, наконец – о той любви, которую своим подвигом обновила в нашей истории Ксения.



«Российская газета»


Режиссер реализует свою давнишнюю идею о создании монодрамы в большом театральном пространстве. По ходу спектакля одиноко сидящая на авансцене Ксения будет как магнит притягивать к себе персонажей спектакля, во взаимоотношениях с которыми и раскрывается ее святость. Практически не сдвигаясь со своей паперти, Ксения лишь перебрасывается репликами со свидетелями ее «добровольного юродства». Но от эпизода к эпизоду притяжение к пятачку сцены, занимаемому молодой актрисой Яниной Лакобой, только возрастает.
Прохожие-зеваки из «прошлого» уступают сцену сегодняшним богомольным хабалкам. Заехав в своих туристических скитаниях на Смоленское кладбище, они сталкиваются тут с породистыми типажами екатерининской поры – буйными пропойцами, блудливыми церковниками, глумливыми мальчишками, смиренными калеками. Характерная для фокинских спектаклей мысль о цикличности русской истории, ее пугающей повторяемости здесь предельно обострена. Если в прежних постановках времена ненавязчиво проступали одно сквозь другое, то в «Ксении» они сталкиваются перед лицом главной героини. Вторжение в пространство Карло Росси шансона Димы Билана итожит эту полифонию эпох.
«Ксения» понадобилась Фокину вовсе не для разговора о метафизических проблемах. И уж тем более она не стала поводом для кликушеского богоискательства. Новый спектакль режиссера лишен и постного морализаторства, и елейной благодати, но исполнен интереса к личности. В каждом из своих петербургских опытов Фокин пытался показать человека все более крупным планом. В «Ксении» план крупнее некуда…



интернет-портал «Openspace.ru»




Валерий Фокин создал монументальное полотно на священный для Петербурга сюжет. К часовне Ксении Петербургской на Смоленском кладбище и сегодня стоят длинные очереди – просящих помощи, уповающих на чудо. Тольяттинец Вадим Леванов, один из самых ярких представителей «новой драмы», написал пьесу о Ксении как реальную, простую историю: да, жила в XVIII веке в Петербурге блаженная, переодетая в мужское платье, но ее чистой, бесконечной верой спасались грешные люди. В спектакле Александринского этот камерный и выходящий за рамки сугубо религиозного сюжет прорастает сквозь времена и пространства: Смуту, репрессии 1937 года, Блокаду, наконец, сегодняшние экскурсии на Смоленку и весь космос российской жизни.
Кристина Матвиенко