Театральная компания ЗМ
по Федору Достоевскому

Идиот. Возвращение. Четыре сцены из жизни Льва Николаевича Мышкина

Мастерская Г. Козлова, СПГАТИ, Санкт-Петербург
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2010 года

Художественный руководитель постановки: Григорий Козлов

Режиссерская группа: Людмила Манонина, Полина Неведомская, Андрей Гаврюшкин, Рикардо Марин, Александр Рязанцев, Иван Стрелкин

Художник-постановщик: Анна Маркус

Артисты: Евгений Перевалов, Максим Студеновский, Евгений Шумейко, Мария Валешная, Арина Лыкова, Сергей Алимпиев, Максим Блинов, Арсений Семенов, Константин Гришанов, Александра Мареева, Полина Сидихина, Полина Воробьева, Полина Приходько, Владимир Кочуров, Николай Куглянт, Алексей Ведерников, Алена Артемова, Полина Неведомская, Марина Даминева, Александр Рязанцев, Рикардо Марин, Илья Шорохов, Андрей Гаврюшкин, Ольга Каратеева, Анна Арефьева, Иван Стрелкин, Владимир Студеновский

Продолжительность 4 ч.

26 марта / 18:00

Театральный центр "На Страстном"

Спектакль «Идиот» – был мучительной и одновременно радостной работой для всей нашей мастерской, как для педагогов, так и для студентов.
Ученики моей мастерской, параллельно работая над постановками по Куприну, по Шекспиру, постоянно возвращались к Достоевскому с дополнительным багажом и осмыслением, привнося в своего «Идиота» новое звучание. Мучились, переживали, отчаивались, искали и переделывали, вновь «вгрызаясь» в жизненную философию Достоевского. Было выбрано три состава актеров для исполнения роли князя Мышкина, и каждая трактовка оказалась индивидуальной. Совсем недавно исполнители роли князя Мышкина – Женя Шумейко, Женя Перевалов и Максим Студеновский получили из рук Олега Басилашвили независимую актерскую премию им. Вл. Стржельчика, впервые за 13 лет существования Премии ее вручили студентам.
Мы дали подзаголовком к спектаклю фразу «Четыре сцены из жизни князя Льва Николаевича Мышкина» – это только первая часть романа. И все равно, даже этого достаточно, чтобы по достоинству оценить профессиональные работы наших будущих молодых актеров.

Григорий Козлов


Действие было строгим, серьезным, неспешным, подробным, с очень редким ныне эффектом «первого прочтения» хрестоматийного романа, когда и речи нет о штампах воплощения и восприятия.

газета «Культура»

Страница за страницей они станут прояснять глубинные смыслы книги, которую можно перечитывать всю жизнь. Неспешно, очень подробно. Здесь важно все: и красные в клеточку гетры возвращающегося из Швейцарии князя, и такой же расцветки узелок в его руках, черное нараспашку пальто Рогожина, нечто кремово-кисейное на барышнях Епанчиных, и любой взгляд, каждое движение, и даже только попытка движения. Выбрав для своего спектакля только лишь первую часть романа, питерцы волшебным образом смогли сыграть ее так, что зритель, даже никогда не читавший Достоевского, почувствует, что случится с каждым из героев книги дальше.

журнал «Страстной бульвар, 10»





Один день из жизни князя Мышкина выпускной курс Григория Козлова играет практически без купюр, монтажных стыков и эмоциональных швов: от встречи князя и Рогожина в вагоне поезда – до сжигания денег, не забывая никого, от попутчика-мещанина – до нелепой немки на именинах у Настасьи Филиппловны. Казалось бы, такая степень подробности должна была убить драму. Но театр Козлова далек от литературности. Безыскусно чувствительный «Идиот» увиден глазами Мечтателя и озвучен музыкой Верди. Режиссер четко структурирует сюжет, который можно обозначить понятием «цепная реакция добра». А актеры наполняют его интенсивным сценическим общением, стремительным проживанием событий «здесь и сейчас» и юношеской запальчивостью, которые держат зрителей в неослабевающем драматическом напряжении на их пути длиною в четыре часа.

Татьяна Джурова