Для взрослых людей внутренний мир детей представляется беззаботным миром фантазий и игр. Не знаю, как Вы, уважаемый зритель, но я отчетливо помню, как часто я в детстве давал себе клятвы, что, став взрослым, буду обязательно помнить, каково это – быть ребенком. К сожалению, не получилось... Утрата этого знания – одна из самых главных потерь нашей жизни. Возможно, это предопределено самой природой человека, свойствами его памяти? Но, перечитав сказку Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король», я поразился тому, насколько точно, пронзительно, а порой и безжалостно великий романтик анализирует движения детской души. Его исследование (задолго до Фрейда) снимает флер идеализации с психологии ребенка и позволяет намного глубже заглянуть в глаза тому чуду, которое называется «Детство». И тем не менее, наш «Щелкунчик», в первую очередь, сказка. Сказка о маленькой Мари, мечтающей о счастье и любви, об этих мечтах, позволивших ей чудесным образом перенестись в дом советника Штальбаума, о советнике Штальбауме и его супруге, превращенных господином Дроссельмейером в короля и королеву мышей, о господине Дроссельмейере, подарившем Мари замечательную куклу, в чем-то удивительным образом похожую на себя, об этой кукле (мы будем называть ее Щелкунчик), ставшей первой настоящей любовью Мари. А главное о том, что все в этой истории оказывается на деле не тем, чем кажется с первого взгляда.
Раду Поклитару


Создавая свою версию балета «Щелкунчик», хореограф Раду Поклитару сделал то, что редко кому удается – свел воедино полный мистики и фантасмагорий мир Гофмана с безднами трагических коллизий музыки Чайковского и заставил забыть о безмятежном детском утреннике. В жанре рождественской сказки прорастают контуры святочного рассказа: главная героиня – не девочка из благополучной бюргерской семьи, а маленькая нищенка, в рождественский сочельник, засыпающая на ступенях богатого дома, и все происходящее – ее сон. Спектакль завораживающе красив и даже роскошен, благодаря творческому дуэту сценографа Андрея Злобина и художницы по костюмам Анны Ипатьевой. Молодая киевская труппа блещет артистизмом и танцевальным мастерством, почти каждый в многонаселенной постановке исполняет по несколько ролей. А зрителям за один вечер предстоит испытать огромную амплитуду ощущений: комичные, острохарактерные зарисовки, любовные без сахарной пудры дуэты, подтрунивание над балетной классикой, – все это делает трагический финал еще более неожиданным.
Лариса Барыкина


Петр Чайковский

Щелкунчик

Театр «Киев модерн-балет», Украина
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2010 года
Хореограф: Раду Поклитару
Художник: Андрей Злобин

Художник по костюмам: Анна Ипатьева

Продолжительность 1 ч. 40 мин.

30 марта (вт) / 19:00
Театр "Новая опера"