Театральная компания ЗМ
Александр Грибоедов

Горе от ума

Театр драмы имени Федора Волкова, Ярославль
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2010г. - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая мужская роль» (Алексей Кузьмин)

Режиссер: Игорь Селин

Художник: Александр Орлов

Костюмы: Ирина Чередникова

Пластика: Артур Ощепков

Свет: Глеб Фильштинский

Видео: Иван Купцов

Музыкальное оформление: Владимир Бычковский, Владимир Селютин

Литературный консультант: Маргарита Ваняшова

Артисты: Алексей Кузьмин, Сергей Куценко, Ольга Старк, Наталья Мацюк, Семен Иванов, Никита Кононов, Людмила Пошехонова, Виталий Даушев, Владимир Солопов, Наталия Терентьева, Любовь Ветошкина, Евгения Долгова, Наталья Кондратьева, Ирина Наумкина, Мария Полумогина, Александра Чилин-Гири, Татьяна Исаева, Татьяна Гладенко, Татьяна Иванова, Валерий Кириллов, Евгений Мундум, Игорь Сидоренко, Андрей Зубков, Николай Лавров, Олег Новиков, Олег Павлов.

Музыканты: Сергей Земцов, Вадим Леонтович, Александр Руга, Владимир Селютин, Вячеслав Селютин


Продолжительность 2 ч. 40 мин.



Чацкий – это несостоявшийся русский Гамлет. Он вываливается на бал жизни, где оказывается лишним. Я сознательно предложил тему маскарада, масок. Яркие личности попадают на бал жизни, где правят другие законы, где люди-маски, где существует машина, которая давит человека, уничтожает все живое, настоящее. Не только Чацкого, все это поколение – и Лизу, и Софью, и Молчалина, в чем-то и Скалозуба. Круговерть жизни, в которую они попадают, – это мышеловка, зеркальный обман, где, с одной стороны, все улыбаются, все привлекательны, а с другой – выпускают когти.
Игорь Селин


Селин искал, как аукнулись и чем откликнулись идеи хрестоматийного произведения во всей дальнейшей истории России. Да и не только России. Он вытащил ситуации вкупе с персонажами из вязкого быта «фамусовской Москвы» – не в безвременье, но во «всевременье», в котором, правда, доминируют ноты и мотивы века ХХ, его середины. Он посмотрел на происходящее глазами современного человека, который знает много больше и видит дальше, и понял, что Грибоедова вполне можно вписать в общий культурный контекст.
газета «Культура»


Светящиеся, как на московских улицах, неоновые буквы, металл, стекло и общее ощущение шика довершают образ глянцевой Москвы, живущей в угаре, «под собою не чуя страны».
Постепенно в спектакль входит тема пылающего в диком угаре города.
… Ни о какой любви больше нет и речи, гламурно-кровавый мир вырвал у Чацкого любимую, а вместе с ней – и родину. Он тихо уходит, смятый огромным снежным комом, выкатившимся из-за букв, и на экране – за пеленой забвения и снега – возникает его отчаянное и состарившееся лицо в очках и слезах. И звучит стихотворение Бродского, давшее этому спектаклю такую обостренно-трагическую интонацию: «Вези меня по родине, такси. / Как будто бы я адрес забываю. / В умолкшие поля меня неси. / Я, знаешь ли, с отчизны выбываю».
«Российская газета»




«Горе от ума» в Волковском театре – эффектно модернизированная и остро осмысленная хрестоматийная классика. Режиссер Игорь Селин превратил грибоедовскую пьесу в монтаж аттракционов, где наизусть заученный текст Грибоедова буквально ломается стихами поэтов-изгнанников ХХ века. В масштабном пространстве, обустроенном художником Александром Орловым с конструктивистским размахом и нестерпимо яркими красками, под аккомпанемент французского шансона рассказывается история гибели умного неформала. Чацкий – юноша в аляповатом, чуть ли не клоунском костюме – бежит не от глупости и пошлости этого мира, а от жесткой руки тоталитарной власти. Бал здесь правят Молчалины – экс-комсомольцы, с тихим задором убивающие все живое.

Кристина Матвиенко