Театральная компания ЗМ
Цырендоржо Бальжанов, Александр Вязников

Путь к просветлению

Бурятский театр драмы им Х. Намсараева, Улан-Удэ
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2010 года


Режиссер: Цырендоржо Бальжанов

Художник: Бальжинима Доржиев

Музыкальное оформление: Баярма Ламаева

Хореография: Евгения Герасимова

Артисты: Баста Цыденов, Саяна Цыдыпова, Болот Динганорбоев, Оюна Тудупова, Баярто Ендонов, Дарима Лубсанова, Олег Бабуев, Амгалан Санжижапов

Продолжительность 1 ч. 30 мин.

8 апреля (чт) / 19:00

Центр им. Вс. Мейерхольда

Начало XX века. В одном бурятском улусе юноша Жамьян беседует с отцом, когда он находится при смерти. Его заинтересовали вопросы жизни, момента смерти, жизни после смерти (реинкарнации). Отец благословляет сына на учебу, дает направление для поиска Учителя.
Пьеса «Путь к Просветлению» написана на материале жития известных буддийских учителей Бурятии. Великие ламы Бурятии прозревали будущее нашей страны, проблемы, с которыми мы уже столкнулись, но, к счастью, сохранилось их духовное наследие, малоизвестное широкому зрителю, однако сохраняющее свою актуальность и в наши дни.
Философскую основу спектакля составляют мысли основного труда Эрдэни-Хайбзуна Галшиева «Зерцало мудрости» – выдающегося памятника бурятской литературы. Нашли свое отражение в пьесе и пророческие заветы, оставленные Лубсан-Санданом Цыденовым, великим буддийским реформа¬тором начала XX века.
«Путь к просветлению» – не традиционная пьеса, а монолог, философский диспут. Актерам необходимо войти в определенное состояние, методом тренинга («Мантровый тренинг»). Дыхательные упражнения по системе тибетской йоги. Это спектакль-медитация.

Цырендоржи Бальжанов



Сотня зрителей рассаживается с двух сторон квадратной сцены, чтобы на полтора часа погрузиться в спектакль-медитацию. «Путь к просветлению» завораживает размеренностью ритма и певучестью чужого языка, живой музыкой и насыщенностью цветов. После беседы с умирающим отцом молодой человек отправляется на поиски Учителя. В родном Улан-Удэ спектакль восприняли как смелый эксперимент. Впрочем, московские зрители найдут в постановке те черты, которые всегда привлекают любителей аутентичной экзотики: нездешняя, манящая красота становится зримым образом великой мудрости буддистского мировоззрения и пути.

Кристина Матвиенко