«Триптих» – не просто привычно милый, легко предсказуемый спектакль мастера, о нем не скажешь: прелесть что за штучка. Это спектакль-высказывание, желчное и печальное, в котором если и убаюкивают кого поначалу анекдотическим «Графом Нулиным», то для того только, чтобы столкнуть потом лицом к лицу с отвратительно кривляющейся Смертью. Здесь пушкинское «…упоение в бою,/ И бездны мрачной на краю» ощущается у Фоменко как, может быть, ни в каком другом его создании.
Наверное, можно сказать, что этот «Триптих», состоящий из «Графа Нулина», «Каменного гостя» и «Сцены из Фауста», поставлен о скуке. О том, до каких пределов она может довести человека. Три действия, три разных жанра, одни и те же актеры, разыгрывающие эти истории. Объединяет их театр, по-своему преобразующий каждый сюжет. В любви к этому странному, засасывающему, не отпускающему на волю виду искусства Фоменко и впрямь неизменен.
Именно в «Триптихе» вопреки всем сочиненным о режиссере апокрифам явственно обнаружилось, что этот сентиментальный старый романтик Петр Фоменко, забавник и хулиган, мягко говоря, не слишком высокого мнения о человеческой природе. Какое уж тут утешение, когда о жизни и смерти речь.
Сарказм и злая, бессильная горечь, как ни прячет он их за привычной усмешкой, через край сочатся. Новый тут Фоменко, неожиданный. К такому мы еще не привыкли.

журнал «Итоги»


В первом акте – «Графе Нулине» – ничто не предвещает грядущей метаморфозы пространства. Здесь «фоменки» с легкой печалью празднуют свою ушедшую молодость, воспроизводя тот хорошо знакомый и любимый стиль игры, который сопровождал их от рождения до толстовских акварелей «Семейного счастия» и «Войны и мира». С той только разницей, что никогда еще, кажется, стихия стиха самого по себе, льющегося легко и свободно или постукивающего копытцами на поворотах-цезурах, не была явлена с такой праздничной силой.
«Каменный гость» – вторая часть «Триптиха», и именно в ней с пространством Новой сцены происходит главная метаморфоза – стена поднимается, и за ней мы видим пугающую своей монументальностью городскую перспективу – стены домов, архитектурные объемы, проемы дверей и окон, лестницы и переходы.
Тени, дрожащие в свете свечей, распятие в каменном монастырском проеме, гулкий окрик пространства, власть глубины. Так трагический космос Пушкина раз и навсегда обрел свою идеальную архитектуру.
Так движется «Триптих» от одной части к другой и третьей. Связи, которые в нем нарастают, становятся все интересней. Например, интересно думать над тем, зачем Фоменко нужно, чтобы все три любовные пары играли одни и те же актеры. Есть ли это некая линия в движении смысла? Фоменко аристократически уходит от прямых и простых ответов. В его спектакле гул пространства создает то философское напряжение смыслов, которое и есть пушкинский космос.

«Российская газета»


Этим спектаклем в трех частях открылся удивительный малый зал в новом здании Мастерской на набережной Москвы-реки напротив московского Сити. Зал тут действительно небольшой, зато сценой ему служит весь театр — фойе, лестницы, парапеты; в «Триптихе» метаморфозы этого пространства — часть сюжета. В его основе — Пушкин. В первой части инсценируется бытовой анекдот в стихах «Граф Нулин» о петербургском ловеласе: на ночь глядя его занесло в загородный дом, где скучает молодая хозяйка, пока ее муж охотится в лесу. Вторая часть - «Каменный гость», пушкинская вариация на тему мольеровского Дон Жуана. Третья часть основана на маленькой «Сцене из Фауста» и стихотворении Иосифа Бродского, высмеивающем гетевский мистицизм и старания Гете придать любовному похождению Фауста философский смысл.
Бытовой анекдот дает режиссеру пищу для безудержной театральной фантазии. Во второй части он играет с пространством, одновременно переосмысливает конфликт «Дон Жуана», мольеровский богоборец оказывается игрушкой в руках женщины. «Фауст» — это ядовитая пародия. Словом, в «Триптихе» Фоменко противопоставляет поэзии жизни то искусство, которое Пушкин называл «нас возвышающий обман».


Елена Ковальская














cценическая композиция театра по произведениям «Граф Нулин», «Каменный гость», «Сцена из Фауста»

Триптих

Московский театр «Мастерская П. Фоменко»
Премия «Золотая Маска» 2011г. - «Лучший спектакль в драме, малая форма»
Номинации на Премию - «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету»
Действие 1.
«Граф N» («Граф Нулин»)
сантиментальный анекдот в стихах

Действие 2.
«О Дона Анна!» («Каменный гость»)
маленькая ироническая трагедия

Действие 3.
«Мне скучно, бес…» («Сцена из Фауста»)
бурлеск-эклектика

Режиссер: Петр Фоменко
Художник: Владимир Максимов
Художник по костюмам: Мария Данилова
Художник по свету: Владислав Фролов
Концертмейстер: Оксана Глоба
Педагог по речи: Вера Камышникова

Артисты: Карэн Бадалов, Галина Тюнина, Кирилл Пирогов, Максим Литовченко, Никита Тюнин, Степан Пьянков, Мадлен Джабраилова, Олег Нирян, Моника Санторо, Дмитрий Смирнов

фотографии © Лариса Герасимчук