Документальная анимация. Конкурс сценариев для мультфильмов
- «Рабы/Slavar»
Режиссер: Хана Хейльборн, Давид Аронович (Швеция) – 16 мин.
Этому фильму в прошлом году на самом уважаемом анимационном фестивале мира во французском городе Аннеси достался главный приз. В фильме «Рабы» использованы реальные интервью 2003 года, взятые в Европе у двух освобожденных суданских мальчиков девяти и пятнадцати лет. Они рассказывают, как были украдены криминализованной милицией и вместе со своими семьями превращены в рабов. И как потом их родные погибали или исчезали. Этот действительно впечатляющий рассказ показан статично с синеватым, почти монохромным и весьма условным рисунком, подчеркивающим реальность и трагизм истории.
- «Луиза»
Режиссер Анита Лебо (Канада) - 10 мин.
Анита Лебо сняла фильм о своей жизнерадостной девяностошестилетней бабушке, живущей совершенно самостоятельно в собственном домике в пригороде Брюсселя. Бабушка бодро рассказывает, как строится ее день с утра и до вечера, и в ярком смешном рисунке фильма, мы видим все ее бесконечные домашние дела, идущие в сопровождении рассказов, которые она сама записывает на магнитофон.
- «Никогда, как в первый раз/Never Like the First Time!»
Режиссер Юнас Оделл (Швеция) – 15 мин.
Молодой швед Юнас Оделл, снявший бесконечное количество клипов для самых модных групп, включая Franz Ferdinand и U2, недавно увлекся документальной анимацией, но первые же его фильмы, снятые в этой манере, уже собрали множество фестивальных призов. «Никогда, как в первый раз», получивший кроме прочих наград, золотого берлинского медведя за короткометражку – это сборник из четырех рассказов разных людей о своем первом сексуальном опыте. Это опыт очень разный – от травматичной истории насилия или хвастливой мальчишеской победы на вечеринке до счастливых и сентиментальных воспоминаний старика о днях молодости. Причем все четыре сюжета нарисованы и сняты в совершенно различных художественных манерах, подчеркивающих характер самой истории.
- «Обманы/Lies»
Режиссер Юнас Оделл (Швеция) – 13 мин.
Второй фильм Оделла в прошлом получил главный приз фестиваля в Санденсе. Это снова серия интервью (с мужчиной, мальчиком и женщиной) – теперь с лжецами, вольными или невольными. Как сказал сам Оделл, объясняя, почему взялся делать фильм об обманщиках: «Снимая первый фильм по реальным историям, я, естественно, немного волновался, не врут ли люди, которые мне их рассказывают».
- «Город плывет/ Miasto plynie/The city sails on».
Режиссер Бальбина Брушевска (Польша) – 17 мин.
Бальбина Брушевска сняла свой фильм о Лодзи – городе, в центре Польши, где она училась и живет, городе тяжелом и неблагополучном, живущим, как и русские города, злостью на собственную нищету. Она пытается понять, что это за город такой, название которого переводится как лодка, а никакой реки поблизости нет. Режиссер смешивает разные техники, использует и рисунки, и коллажи из фотографий, перекладку, пиксилляцию, заново монтирующую «живую» съемку, и озвучивает все это реальными голосами жителей города – детей, стариков, рэперов, родителей и т.д
При поддержке
- «Глазами Чижа»
Режиссер Эдмундс Янсонс (Латвия)
Эдмундс Янсонс снял фильм-интервью о судьбе пожилой русской женщины из Латвии, прошедшей через многие драматические перипетии прошлого века, включая угон на работы в Германию, возвращение и многое другое. Необычность этой истории в том, что героиня фильма, которую друзья прозвали Чижом, всю жизнь вела дневник в картинках (подобно хорошо известной в России Ефросиньи Керсновской), и эти наивные, корявые, но очень выразительные картинки оживают в фильме Янсонса. Важно еще и то, что это негероическая, очень частная судьба, очень много говорящая не столько о судьбе скромной женщины, сколько о времени и стране.
После программы – встреча с режиссером фильма «Глазами Чижа» Эдмундсом Янсонсом.
Куратор: Дина Годер
Сама по себе реальность в том или ином виде в анимации использовалась давно, главным образом это были записанные разговоры, которые потом включались в звуковой ряд фильма. Они вдохновляли создателей на какой-то сюжет (как супругов Хабли, записывавших голоса своих детей) или, наоборот, парадоксальным образом сталкивались с изображением, высекая неожиданный эффект. В сущности, тогда документальность была просто одним из художественных приемов. Как особое продуктивное направление в анимации это жанр сложился не так давно, вместе с новым интересом к документальности в других видах искусства, в частности документальному кино, мокьюментари, документальному театру и т.д. Отчетливо этот тренд обозначился два года назад, после успеха картины об израильской операции в Ливане «Вальс с Баширом», снятой в стилистике документального телефильма. И теперь документальность – не просто один из приемов анимации, а предмет разговора для нее, повод, средство, цель и многое другое. Чаще всего авторы документальной анимации тоже отталкиваются от голоса (в большинстве случаев это специально для фильма взятые интервью), но и в изображении нередко используется так или иначе препарированная реальность.
В нашей подборке шесть фильмов, снятых в разных странах в принципиально различной манере и, что важно, принципиально по-разному работающие с документальным материалом, где-то оставляя его живым свидетельством, усиленным с помощью анимации, где-то строя с помощью документов лирическую историю, где-то создавая масштабный обобщенный образ
Сама по себе реальность в том или ином виде в анимации использовалась давно, главным образом это были записанные разговоры, которые потом включались в звуковой ряд фильма. Они вдохновляли создателей на какой-то сюжет (как супругов Хабли, записывавших голоса своих детей) или, наоборот, парадоксальным образом сталкивались с изображением, высекая неожиданный эффект. В сущности, тогда документальность была просто одним из художественных приемов. Как особое продуктивное направление в анимации это жанр сложился не так давно, вместе с новым интересом к документальности в других видах искусства, в частности документальному кино, мокьюментари, документальному театру и т.д. Отчетливо этот тренд обозначился два года назад, после успеха картины об израильской операции в Ливане «Вальс с Баширом», снятой в стилистике документального телефильма. И теперь документальность – не просто один из приемов анимации, а предмет разговора для нее, повод, средство, цель и многое другое. Чаще всего авторы документальной анимации тоже отталкиваются от голоса (в большинстве случаев это специально для фильма взятые интервью), но и в изображении нередко используется так или иначе препарированная реальность.
В нашей подборке шесть фильмов, снятых в разных странах в принципиально различной манере и, что важно, принципиально по-разному работающие с документальным материалом, где-то оставляя его живым свидетельством, усиленным с помощью анимации, где-то строя с помощью документов лирическую историю, где-то создавая масштабный обобщенный образ