Театральная компания ЗМ
Петр Чайковский

Лебединое озеро

Михайловский театр, Санкт-Петербург
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2011г. - «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа хореографа»,«Лучшая женская роль» (Екатерина Борченко)
балет в 4-х действиях




Хореография: Мариус Петипа, Лев Иванов, Александр Горский, Асаф Мессерер

в редакции Михаила Мессерера

Дирижер: Валерий Овсяников

Сценография и костюмы: Симон Вирсаладзе

Балетмейстер-постановщик: Михаил Мессерер

Главный художник воссоздания: Вячеслав Окунев

Художник по свету: Дамир Исмагилов

Артисты: Екатерина Борченко, Марат Шемиунов, Владимир Цал, Звездана Мартина, Андрей Брегвадзе, Денис Толмачёв, Антон Плоом, Оксана Бондарева, Виктория Кутепова, Юлия Камилова, Мария Глухова, Юлия Тикка, Сабина Яппарова, Марина Николаева, Екатерина Хоменко, Никита Кулигин, Наталия Кузьменко, Михаил Венщиков, Анна Новосёлова, Ольга Семёнова, Юлия Камилова, Филипп Пархачёв, Алексей Малахов, Мариам Угрехелидзе, Кристина Махвиладзе, Андрей Касьяненко, Александр Омар, Яна Алфимова, Виктория Зарипова, Мария Глухова, Дарья Ельмакова, Ольга Астрейко, Юлия Балагурова



Продолжительность 3 ч.

Спектакль идёт с двумя антрактами

Моя позиция заключалась в том, что мы не должны повторять блестящую постановку Константина Сергеева, которая идет в нашем великом старшем брате – Мариинском балете. Лет сто тому назад выдающийся петербуржец (в то время начинающий хореограф) Александр Алексеевич Горский перенес «Лебединое озеро» Иванова-Петипа на сцену московского Большого театра, поставив балет по-своему, но воплотив его языком классики и опираясь на гениальную хореографию оригинала. Время Александра Горского – это следующая эпоха в эволюции танца после балетного классицизма Петипа и Иванова. На Горского повлияло современное ему искусство модерна, ему была близка режиссура Станиславского и Немировича-Данченко с ее новым стилем актерской игры. И именно Владимир Иванович Немирович-Данченко принимал участие в работе Горского над постановкой «Лебединого озера».
Я подошел к реставрации бережно, ибо преклоняюсь перед постановкой 1956 года, однако признаю, что, возможно, мое участие в восстановлении придает нашему спектаклю если не более современное, то более близкое для современного зрителя звучание. Мои изменения незначительные – они основаны на моих беседах с Асафом Михайловичем в 1990 году. Речь шла о том, как бы он отредактировал спектакль, если бы ему вновь представилась возможность постановки. В 1956 году «Лебединое озеро» шло в оформлении замечательного художника Симона Вирсаладзе. Это оформление мы взяли и сейчас: и костюмы, и декорации. По-моему, спектакль будет созвучен нынешнему дню: в обществе сегодня чувствуется желание надеяться на счастливый конец, и в нашем «Лебедином озере» он есть.

Михаил Мессерер





«Лебединые» сцены, при кажущейся на первый взгляд абсолютной идентичности с московским «оригиналом», отнюдь не сохранены в первозданной ивановской неприкосновенности. Хотя хронологически и по ряду примет они куда ближе к оригиналу 1895 года, нежели «запатентованный» мариинский образец. «Довагановские» руки – кисти танцовщиц по канонам конца XIX века закруглены, а не образуют знаменитый «лебединый» изгиб – придают хореографии особое очарование и мягкость. Стиль Горского виден в измененной география построений: лебеди не выстраиваются по прямым линиям, а складывают прихотливые группы, отрицая законы симметрии. Стиль art-deco выдержан в композициях групп: они полны неизъяснимой прелести. Чуть по-другому повернута голова, чуть иначе наклонен корпус, по-другому «поют» руки. Эти плавные, «растительные» движения воскрешают старинные понятия о грациозности и «бархатистости» – очень часто балетоманы прошлого употребляли этот термин.

газета «Коммерсант»







Это только непосвященным кажется, будто самый главный русский балет «Лебединое озеро» – во всех театрах одинаков: белый кордебалет, четверка маленьких лебедей, адажио Одетты и 32 фуэте Одиллии. Существует множество разнящихся редакций, не считая авангардные версии. В Михайловском театре вернули к жизни спектакль, в котором танцевали великие балерины (например, Плисецкая), по которому снят известный фильм. В своем окончательном виде эта версия, именуемая «старомосковской», сложилась в 1956 году. Ее авторство принадлежит Александру Горскому и Асафу Мессереру, родной племянник которого – Михаил Мессерер и восстановил раритет. Пикантность ситуации в том, что по всей логике истории этот спектакль должен был вернуться на ту сцену, с которой бесследно исчез, на сцену Большого театра. Но он возродился в Петербурге, и теперь только благодаря номинации на «Золотую Маску» его можно увидеть и в Москве. А «михайловской» приме Екатерине Борченко предстоит состязаться, имея сильнейший козырь – главную балеринскую партию всего мирового репертуара.

Лариса Барыкина