Театральная компания ЗМ
Александр Пантыкин

Мертвые души

Театр музыкальной комедии, Екатеринбург
Премии «Золотая Маска» 2011г. - «Лучший спектакль в оперетте/мюзикле», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа композитора в музыкальном театре»
Номинации на Премию - «Лучшая работа художника в музыкальном театре», «Лучшая мужская роль» (Владимир Алексеев, Евгений Зайцев, Александр Копылов), «Лучшая женская роль» (Светлана Кочанова)
Гоголь-моголь в 2 актах

Либретто: Константин Рубинский
Сюжет: Александр Пантыкин, Константин Рубинский
по мотивам поэмы Николая Гоголя

Режиссер-постановщик: Кирилл Стрежнев
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик: Борис Нодельман
Вокальный руководитель постановки: Елена Захарова
Художник-постановщик: Сергей Александров
Хореограф-постановщик: Сергей Смирнов
Хормейстер: Светлана Асуева
Художник по свету: Ирина Вторникова

Артисты: Евгений Толстов, Павел Дралов, Алексей Литвиненко, Александр Копылов, Светлана Кочанова, Мария Виненкова, Юлия Дякина, Татьяна Мокроусова, Ирина Цыбина, Екатерина Мощенко, Татьяна Холопова, Леонид Чугунников,Сергей Вяткин, Олег Прохоров, Александр Мезюха, Вадим Желонкин, Игорь Ладейщиков, Дмитрий Соловьев, Владимир Фомин, Владимир Смолин, Николай Капленко, Светлана Бережная, Ирина Макарова, Анастасия Сутягина, Алексей Черноскутов, Михаил Шкинев, Анастасия Ермолаева, Светлана Ячменева, Ольга Култышева, Жанна Бирючинская, Оксана Золотарева, Ольга Култышева

Продолжительность 2 ч. 30 мин.

Возрастная категория 16+
Мы постарались сделать из поэмы Гоголя авантюрную музыкальную комедию с головокружительными поворотами и почти детективной интригой, сохранив дух оригинала, неповторимый аромат гоголевского стиля и проглядывающую сквозь кажущуюся буффонаду серьезность и даже печаль. Александр Пантыкин и Константин Рубинский Спектакль создавался тем принципиальным для нас способом, который уже не однажды опробован – вместе с авторами и внутри театра. Иллюстрировать произведение из школьной программы нам не хотелось, поэтому мы решили «погрузиться» в мир Гоголя, не ограничиваясь сюжетом и персонажами «Мертвых душ», оставив, однако, название неизменным. Но это, как и многое другое в спектакле, – интеллектуальная мистификация, фантасмагория. О чем мы честно предупреждаем зрителя подзаголовком «гоголь-моголь в 2-х актах».
Кирилл Стрежнев
Идея, возникшая в воображении композитора и подхваченная творческими союзниками, заключала в себе вольное, почти детективное развитие сюжета по мотивам «Мертвых душ» и «Ревизора». Когда-то Мейерхольд, интерпретируя знаменитую комедию, говорил, что ставит не только «Ревизора», но всего Гоголя. Теперь Пантыкин придумал «Мертвые души» как продолжение «Ревизора» и многого чего еще из Гоголя. Чичиков в трактовке постановщиков и обаятельного Евгения Зайцева очень молод, сметлив, полон амбициозных планов. Он идет по следам Хлестакова – приехал в город N, чтобы провернуть небольшую аферу с липовым имением. Но «легкость в мыслях необыкновенная» – не про него, он куда прагматичнее своего предшественника.
журнал «Страстной бульвар, 10»
Опера «Мертвые души» сразу берет под напряжение и не отпускает до конца последнего такта. Музыка Александра Пантыкина поднимается порой до гоголевских вершин. Спектакль-фантасмагория, спектакль-фантом адресован нам, живым. И жуткий продырявленный туннель, по которому герои двигаются, словно тени, кажется и нескончаемым. «Эксцентрики» Сергея Смирнова выступают в роли душ; конечно, их «царствие мертвых» далеко от классических теней из удивительных балетных снов; их души без возраста, пола, в жутких лохмотьях. А главный герой, то есть Чичиков, предстает этаким удалым, даже очаровательным молодым человеком. Его образ собирательный, от Хлестакова до наших дней. Не зря ведь он в конце вместе со своей подругой Лизонькой-фальшивомонетчицей отправляется в город Глупов.
И тема «Пошла писать губерния» носит почти зловещий, инфернальный характер. Комбинации извечных вопросов и гоголевские фобии пронизывают весь спектакль. Мистический налет, замешанный на сарказме, еще больше погружает в тот туман безысходности и удушливости, который и так обволакивает с начальных звуков оперы. Изумительная ансамблевая работа, где все сплелось воедино, где трудно выделить чье-то первенство…

журнал «ЮГ Times»

Ну что такого можно вообразить при сопряжении понятий «Мертвые души» и музыкальная комедия? Нечто беззлобно-сатирическое, череду шаржированных гоголевских помещиков, непритязательные музыкальные картинки к сюжету с непременными куплетами–канканами. А вот в Екатеринбурге не захотели иллюстрировать школьную программу по литературе. С подачи композитора Александра Пантыкина здесь жанр усложнен, а текст Гоголя – лишь трамплин, платформа, импульс. Режиссер Кирилл Стрежнев лихо закручивает действо-фантасмагорию, и вот уже завязка интригует как начало детектива, и знакомый сюжет мчится совсем другой дорогой. Все известные персонажи на местах, но многих просто не узнать. Поводов повеселиться – предостаточно, но и задуматься над вечными русскими вопросами придется.

Лариса Барыкина

На странице использованы фотографии Игоря Желнова