Театральная компания ЗМ
Юрий Клавдиев

Собаки – якудза

Театр юного зрителя, Красноярск
Участник программы «Новая пьеса» Фестиваля 2011 года
Режиссер: Тимур Насиров

Художник: Никита Сазонов

Художник по костюмам: Елена Соколова

Постановка боев: Александр Бухонов



Артисты: Алексей Алексеев, Денис Зыков, Александр Мишин, Савва Ревич, Анатолий Кобельков, Сергей Тисленко, Александр Черкасов, Анна Киреева, Алина Старикова, Максим Бутивченко, Анатолий Пузиков, Вячеслав Ферапонтов, Олег Гусев, Максим Бутивченко, Анатолий Пузиков, Вячеслав Ферапонтов, Олег Гусев, Денис Зыков, Алексей Бураков



Продолжительность 1 ч. 30 мин.

При поддержве Правительства Красноярского края и Министерства культуры Красноярского края
фотограф © Владимир Сковородников


Это история про одиночку. Про выбор. Потому что каждый должен делать выбор. И если ты этого выбора не делаешь, то превращаешься в безымянную шавку. Но вслед за выбором возникает и ответственность. И множество проблем. И еще выбор, еще выбор, еще, еще. Становится сложнее. Конечно, проще быть безымянной шавкой и рыться в помойках. Но если тебя зовут Свен, Вертер, Атос – ты уже личность. И тебе каждую секунду надо свою личность отстаивать, утверждать. Вот один из вопросов, которые меня интересуют в этой пьесе: до каких пределов можно дойти, отстаивая свою личную свободу, независимость, свою самость? Есть ли эти пределы? Потому что наш герой не отступает ни перед чем, даже перед убийством.
Если же пределы есть, сразу возникает вопрос: а кто я такой? «Тварь дрожащая или право имею»? И всегда ли тварь дрожащая не имеет права?
История простейшая: отстаивая свою свободу, независимость, свою жизнь, герой не останавливается даже перед убийством. Получает ли он свободу или просто превращается в убийцу? Все это вопросы мы и предлагаем зрителям.

Тимур Насиров


В итоге на сцене развернулась история современного Маугли, волею судеб заброшенного в каменные джунгли большого города. Ирландский сеттер Свен оставлен своим хозяином на помойке. Эту выброшенность, ненужность особенно подчеркивает сценография – старые ржавые автомобили, забытые людьми так же, как и их собаки, вынужденно обосновавшиеся здесь. Свен быстро избавляется от иллюзий и начинает приспосабливаться к этим неприветливым условиям. Но в отличие от Маугли, вступив на тропу войны в борьбе за выживание, он незаметно сам становится Шер-ханом… Ассоциаций и параллелей на этом спектакле возникает множество – и с западными боевиками, и с японскими аниме, и отечественными «бригадными» киноразборками. И все же, несмотря на зрелищность и кажущуюся визуальную доминанту, главное здесь другое. Невозможно не посочувствовать всем этим лузерам и аутсайдерам – на помойку жизни они попали не по своей воле.
газета
«Вечерний Красноярск»




Героями романтического сюжета в жанре экшн драматург Юрий Клавдиев сделал обычных городских псов. Кто-то из них бродяжничал с рождения, кого-то на улицу выбросили хозяева, кто-то потерялся – все рано или поздно оказались в банде, воюющей за свои «собачьи» права. Пьеса «Собаки – якудза» – о том, как трудно отвоевать право на личную свободу и как непросто жить в большом городе, где каждый день совершается миллион преступлений. Режиссер Тимур Насиров поставил Клавдиева в театре для юных зрителей, и это логично – максимализм свободолюбивых героев пьесы, с их восточными кодексами чести и тяжелой жизнью в экстремальных условиях, можно понять только если тебе пятнадцать.

Кристина Матвиенко