Театральная компания ЗМ

Васса Железнова

МХТ им. А.П. Чехова
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2011г. - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль» (Марина Голуб)
трагикомедия в 2-х действиях по мотивам пьесы Максима Горького


Режиссер: Лев Эренбург

Художник: Валерий Полуновский

Художник по костюмам: Вера Курицина

Художник по свету: Дамир Исмагилов

Музыка:Студия "SounDrama"

Хореограф: Леонид Тимцуник




Артисты: Марина Голуб, Сергей Колесников, Леонид Тимцуник, Эдуард Чекмазов, Ксения Теплова, Ольга Красько, Юлия Шарикова, Ксения Лаврова-Глинка, Анастасия Скорик, Янина Колесниченко, Сергей Медведев, Юлия Чебакова, Павел Ворожцов, Евгений Миллер


Продолжительность: 2 ч. 45 мин.

Это одна из пьес, которые мне действительно интересны. Многие пренебрегают Горьким, а мне он нравится. Когда-то он был незаслуженно возвышен как личность и как художник. А потом все переменилось, хорошим тоном стало его унижать. Но мне кажется, что в пьесах Горького при всех огрехах стиля и языка очень много заложено на уровне содержания. На уровне чувств и чувственности. Заметьте: у Горького всегда всем есть что играть. Кроме того, меня всегда привлекал контрапункт личности Горького: с одной стороны, несгибаемое целомудрие, с другой – невероятная чувственность. В его пьесах мало говорится о любви, но за этим открывается такая бездна! Могу вам сказать, что ставлю второй вариант «Вассы», написанный уже в 1930-х годах. Согласен, что первый был живее, правдивее, но драматургически второй вариант сочнее: пьеса начинается с убийства и кончается смертью главной героини.
Мы, конечно, имеем в виду десятые годы прошлого века, но хотим, чтобы пьеса звучала современно… Если грубо, то «Васса» – это история душевного самоуничтожения целого семейства, в котором каждый самоуничтожается по-своему.


Лев Эренбург, интервью журналу «Коммерсант. Власть»




Льва Эренбурга, кажется, мало интересует тема «Развитие капитализма в России». А вот сама Россия очень даже интересует, вернее, русская семья, здешние характеры и особый способ жизни – разгульный, грешный, неразумный. В этом смысле «Васса Железнова» буквально просилась в руки режиссера: семья Железновых-Храповых в пьесе Горького вырождается и вымирает, содрогаясь в последних конвульсиях.

Впрочем, руки у петербургского режиссера беспощадные, а взгляд его немилосерден. Со всеми русскими пьесами, которые он ставил, случается примерно одно и то же: герои попадают ко Льву Эренбургу, словно к врачу. Входят в кабинет более или менее здоровыми людьми, а выходят больными – тайные (а иногда и мнимые) их пороки и душевные недуги Эренбург делает явными. Выходит иногда страшно, иногда весело и забавно, иногда очень болезненно-физиологично, подчас даже противно, но всегда интересно, во всяком случае неожиданно.

Васса Железнова получилась у Марины Голуб действительно объемной – здесь она хлопотливая, словоохотливая тетка, тут смертельно уставшая от непосильного груза женщина, а там железная домоправительница. Ей приходится быть разной, но не получается быть счастливой. Бесформенно и грузно лежит в финале она, мертвая, в своем кресле, а рука в смертельной судороге сжимает волосы дочери. Что будет с имуществом, волнует в этот момент только революционерку Рашель, а дочь покойной запоздало плачет: «Я хочу побыть с тобой, мамочка…»
газета «Коммерсант»





В чем же трагедия? У Горького капиталистке Вассе противостоит революционерка Рашель, объясняющая ей и зрителям, как отвратительна жизнь ради денег. Постановка Эренбурга идеологией не сильна. Его сила – в «шершавой» правде, в физиологической достоверности, с которой играют мхатовцы, в ясных, иногда грубых, но чаще дорастающих до поэзии образах. Так что трагедия здесь – не гибель какого-то неведомого класса, а смерть железной великанши Вассы, умирающей прямо на наших глазах.


интернет-портал «Infox.ru»